Париж. Пантеон

Данная статья информационно-познавательная и не является рекламным объявлением.
Все ссылки и упоминания брендов в статье размещены на безвозмездной основе.

Гуляя по Латинскому кварталу, расположенному между Сеной и Люксембургским садом, кварталу Сорбонны и старинных церквей, великолепных книжных букинистических магазинов и музеев, древних раскопок, а также студенческих кафешек и шумного бульвара Saint Michel, обязательно посетите усыпальницу великих мужей Франции Пантеон.

Район Парижа, именуемый сегодня Латинским кварталом, помнит еще древних римлян.

История Пантеона

Пантеон расположен на холме, который когда-то был центром древнеримской колонии Лютеция. Здесь были расположены римские бани, форум и, как полагается, арена для проведения гладиаторских боев. На берегах Сены селились ученые и будущие студенты многочисленных коллежей. Латинский квартал был и остается центром студенческой и научной жизни Парижа. После того как сюда с близлежащих островов стали активно переселяться жители, Левый берег Сены приобрел статус религиозного центра города. Здесь появились церкви и аббатства монастырей. Узкие римские улочки напоминают нам о тех далеких временах своими старинными названиями, которые очень интересно расшифровывать.

Пантеон
Пантеон вечером

Святая Женевьева (фр. Geneviève, лат. Genovefa)

Строительство Пантеона началось в 1764 году и продолжалось вплоть до 1790 года. Тяжело больной Людовик XV дал обет построить новую величественную церковь, посвященную хранительнице Парижа Святой Женевьеве, если небеса пошлют ему выздоровление. Чудо случилось, и возведение здания в неоклассическом стиле началось под руководством Жака-Жермена Суффло на месте старинной разрушенной церкви Святой Женевьевы на одноименном холме.

Париж
Вид на Пантеон с собора Парижской Богоматери
Святая Женевьева
Фото: https://www.patrimoine-histoire.fr/

Однажды прихожанка Русского Трёхсвятительского подворья в Париже, страдавшая сильными и ничем не излечимыми головными болями, увидела во сне грот, в котором стояла высокая женщина. У ее ног лежала разорванная книжка. Женщина спросила: «Почему русские не молятся мне в моем городе?» После многих попыток понять и выяснить, кто же была явившаяся ей во сне женщина, эта прихожанка, ничего не знавшая о святой Геновефе, как-то попала в местечко Сент-Женевьев-де-Буа, где находится грот, посвященный преподобной. И там она увидела наяву то, что видела перед тем во сне: в гроте стояла статуя явившейся ей святой, а на земле лежала разорванная книжка, оказавшаяся «Житием» святой Геновефы. После того как прихожанка помолилась преподобной, головные боли у нее прекратились. А икона преподобной Геновефы на Трехсвятительском подворье стала особо почитаемой.

(Васильев А. История почитания преподобной Геновефы Парижской. // Журнал Московской Патриархии. 1957, №5)

Париж
Вид с острова Сите на Париж. Смотровая площадка собора Парижской Богоматери

Хочется сказать буквально несколько слов о главной женщине Парижа святой Женевьеве. Некоторые историки предполагают, что будущая святая не была бедной пастушкой, а родилась в обеспеченной семье землевладельцев в Нантере. Она была очень набожной, и все шло к тому, что Женевьева станет монахиней. Еще в раннем детстве она совершила свое первое чудо — спасла своей матери зрение, когда та совсем ослепла. Позже Женевьева перебралась в Париж, где современники отмечали ее храбрость, стремление к соблюдению строгих правил, честность и справедливость. Она много молилась, была щедрой, помогала бедным и больным. В 451 году на Париж двинулись гунны. Но храбрая Женевьева не поддалась всеобщей панике, а наоборот сделала все, чтобы успокоить людей. Она усердно просила Господа о спасении Парижа, и Аттила отступил от стен города. Король Франции Хлодвиг принял Христианство и крестился под влиянием Женевьевы, построил базилику святых Петра и Павла на Левом берегу в 510 году, где позже были похоронен сам, и через два года после его смерти — Женевьева. Это место стало святым для жителей Франции.

Преподобная Геновефа (Женевьева) Парижская (православная икона)
Фото: http://www.hram-ks.ru/

Женевьева сделала очень много для парижан: исцеляла от болезней, не раз спасала город от голодного мора. Когда нужно было достать зерно, сама стала его выращивать и раздавать хлеб людям. Она могла влиять на погоду. И даже погасшая свеча, словно ее зажигал ангел за ее плечами, снова загоралась в ее руках даже в дождь.

Париж многие века хранит память о своей покровительнице святой Женевьеве, умершей 3 января 512 года в возрасте 89 лет. Погребена она была в крипте, находившейся под храмом Петра и Павла. В страшные времена, когда городу и его жителям грозила опасность, прихожане выносили раку с мощами святой и молились о спасении, устраивали крестный ход. Рака Святой Женевьевы была украшена драгоценными камнями и золотом, хранилась в крипте базилики в каменном саркофаге.

сент-этьен-дю-мон
Церковь Сен-Этьен-дю-Мон, где хранится частичка мощей святой Женевьевы

Если вы обратите внимание на даты строительства Пантеона, то поймете, почему ему было не суждено стать христианским собором. Да, окончание возведения храма совпало с тяжелейшими годами в истории Франции — Великой Французской революцией, когда во времена всеобщего хаоса и неописуемой нечеловеческой жестокости не только люди, но и церкви подвергались тотальным грабежам и уничтожению. Многие храмы просто разобрали на кирпичи. Революционеры-безбожники достали мощи Святой Женевьевы из крипты и сожгли на Гревской площади, где обычно казнили преступников и ведьм... Останки бросили в Сену под радостные крики толпы. Раку ободрали и все ценное отдали на переплавку. Позднее в 1803 году в крипте были найдены осколки старинного саркофага, и теперь они хранятся в соседней очень красивой церкви Сент-Этьен-дю-Мон за алтарем. Чудесным образом была найдена и частичка мощей святой Женевьевы (фаланга пальца руки).

Вид на Пантеон со стороны Люксембургского сада

Как строили Пантеон

В 1791 году Национальное Собрание решило сделать из построенного храма усыпальницу, где будут похоронены великие мужи Франции. Во времена Наполеона в 1806 году была сделана попытка вернуть здание церкви, но крест на куполе стоял недолго, до очередной революции, Парижской Коммуны 1871 года. А в 1885 году после смерти Виктора Гюго Пантеон окончательно стал государственным мавзолеем.

Первоначальный проект Жака Жермена Суффло

В архитектуре Пантеона легко узнаваем греческий, романский и готический стиль с элементами барокко, этакий симбиоз античности и мрачного Средневековья. Есть основание полагать, что большое влияние на архитектора при создании проекта оказал Дом Инвалидов — уж очень похожи эти два величественных здания с огромными куполами друг на друга.

Пантеон
Дом Инвалидов в Париже

И, конечно же, Суффло явно замахнулся на собор Святого Петра в Ватикане, над созданием которого трудилось не одно поколение великих мастеров.

Путешествия / Европа / Италия / Рим
Собор Святого Петра в Ватикане

Основание Пантеона первоначально имело форму греческого креста, что не могло не вызвать недовольство у представителей католической церкви. Суффло пришлось вносить в проект многочисленные правки, чтобы будущий храм стилистически не отличался от католической базилики. Но, в любом случае, это абсолютно новаторское творение художника.

Пантеон
Пантеон в Париже

Колонны как дубы, стены как выровненные скалы

Фридрих Геббель, 1843 г.

Но самое большое влияние при проектировании храма на архитектора Суффло произвел собор Святого Павла в Лондоне, спроектированный сэром Кристофером Реном. Трехъярусный купол Пантеона в Париже сделан по образцу и подобию купола собора в Лондоне и Дома Инвалидов в Париже, где покоится Наполеон. Кстати, с галерей купола Пантеона открывается потрясающий вид на Париж. Купол по кругу поддерживают колонны. Он пропускает очень мало света, что делает внутреннее убранство Пантеона скорбным, призрачным и мрачным, для этого было специально еще в смутные времена было замуровано 42 окна, дававшие хорошее естественное освещение церкви. Купол украшает фреска «Вознесение Святой Женевьевы» (1811 г.). Высота купола Пантеона — 83 м.

Позже сам Пантеон явился вдохновением для создателей Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и Капитолия в Вашингтоне. Суффло же не удалось увидеть результат своего труда. Во время строительства вылезли недоработки проектирования и неверные расчеты, которые привели к образованию трещин на фасаде, что не могло не сказаться на состоянии архитектора, впавшем в отчаяние. Продолжил работу над строительством церкви после смерти Суффло его ученик Ронделе, который смог внести необходимые корректировки в проект, укрепив стены и придумав сложную устойчивую конструкцию купола.

Пантеон
Вид на Пантеон с соседней улицы

Барельеф фронтона, созданный скульптором Давидом д'Анже (1831—1837 гг., его скульптуры, кстати, представлены в Лувре, он также работал над рельефами арки Карузель, фризом театра Одеон и др.) поддерживают 22 коринфские колонны. Композиция называется «Родина раздает великим людям, гражданским и военным, короны, которые ей дает Свобода, в то время как История записывает их имена». Передний фасад здания явно повторяет римский Пантеон.

Пантеон
Главный фасад Пантеона и фронтон

На барельефе фронтона в центре можно увидеть фигуру Родины, которая венчает изображенных на барельефе великих людей лавровыми венками. На фронтоне изображены Мирабо, Мальзерб, Кювье, Фенелон, Давид, Лаплас, Руссо и Бертоле, генералы и политики.

Пантеон

На мраморных портиках изображена Святая Женевьева, молящая о спасении Лютеции от войск Аттилы, и крещение царя Хлодвига.

Пантеон

На тимпане фронтона можно прочитать надпись:

Великим мужам — благодарное отечество

(Фраза на тимпане фронтона из указа Конвента 1791 года)

С купола спускается маятник Фуко, с помощью которого в 1851 году был проведен эксперимент, доказавший тот факт, что Земля вращается вокруг своей оси. Шар, кстати, весит 28 кг.

Пантеон
Маятник Фуко

Усыпальница Пантеона

Главный зал

Внутри здания Пантеона ощущаешь всю грандиозность и помпезность некрополя. Здесь очень высокие холодные своды. Стены в 1877 году были украшены огромными великолепными картинами Пьера Пюви де Шаванна, стилизованными под фрески с изображением святых. Величественные скульптуры, мрачные памятники ушедшим героям представлены в главных просторных залах Пантеона.

Несмотря на высокие воздушные своды и просторные залы собора, здесь царит леденящая гнетущая атмосфера неизбежности смерти, и долго здесь находиться тяжело. На стенах изображены сцены из главных исторических событий жизни Франции: сожжение на костре Жанны Д`Арк, шокирующая казнь святого Дени римлянами, святая Женевьева, молящаяся о спасении Парижа от гуннов, и другие. Скульптуры Энжальбера, Гаска, Терруара, Ландовского потрясают своим величием и торжественной скорбью.

В хорах, где обычно в церкви расположен алтарь, стоит скульптурная группа под названием «Национальное согласие» Франсуа Сикара, установленная в честь празднования в 1913 г. юбилея Первой Республики.

Пантеон
«Национальное согласие» Франсуа Сикара

Крипта

Захоронения находятся в крипте, куда можно спуститься по лестнице. Узкие лабиринты под низкими сводами, в нишах стоят саркофаги. На стенах перед каждым склепом выгравированы знакомые и не очень имена. Здесь уже полностью отсутствует помпезность, которую мы видим в главных залах Пантеона. У некоторых саркофагов лежат цветы и стоят венки.

Здесь жутко — как еще может быть в склепе или на кладбище? Не советую спускаться сюда с детьми, так как есть вероятность, что могут испугаться. Особенно это касается людей, склонных к клаустрофобии, так как в мрачном замкнутом пространстве ничего хорошего ожидать нельзя. Моя взрослая дочь была потрясена увиденным, и мы не задержались здесь и на пять минут. Успели посетить только захоронения Эмиля Золя, Александра Дюма и Виктора Гюго, которые лежат рядом.

Кто покоится в Пантеоне

Первым из великих людей, похороненных в Пантеоне стал Оноре Мирабо, оратор, прах которого во времена революции приказал вынести из усыпальницы революционер Марат. Позднее прах самого Марата был выкинут из Пантеона в грязную канаву! Общество менялось, менялись и герои...

В крипте Пантеона на сегодняшний день покоится 71 человек. Склеп рассчитан на 300 захоронений. Одними из первых здесь были похоронены великие философы Вольтер и Жан-Жак Руссо. Позже удостоились чести быть похороненными в Пантеоне великий французский романист, прозаик, поэт и драматург Виктор Гюго, писатель и политический деятель Эмиль Золя, создатель азбуки и нот для слепых – Луи Брайль, великие ученые и нобелевские лауреаты Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри, умершие от лучевой болезни, путешественник и первооткрыватель Луи-Антуан де Бугенвиль, математики Жозев-Луи Лагранж и Гаспар Монж, борец Сопротивления Жан Мулен, а также создатель Пантеона архитектор Жак-Жермен Суффло и другие военные, ученые, писатели и политики Франции.

Jacques-Germain Soufflot (1713 -1780)

В 2002 году через 132 года после смерти здесь торжественно был похоронен писатель Александр Дюма-отец, создатель всемирно известных романов «Три мушкетера» и «Граф Монте-Кристо». Жак Ширак принял участие в похоронах.

Женщины и Пантеон

Всегда было очень много споров и неоднозначное отношение во французском обществе касательно списка захороненных в Пантеоне. Эти споры продолжаются и сегодня. Почему Дюма-отец и Мальро, а не Бальзак, Флобер, Мопассан или Мериме? Но главный вопрос, который очень раздражает современников и, особенно, феминисток, почему так мало женщин захоронено в Пантеоне? Неужели никто больше не удостоился такой чести?

Почему в Пантеоне хоронили преимущественно мужчин?

София Бертло стала первой женщиной, которая была похоронена в Пантеоне со своим мужем химиком и политиком Марселеном Бертло, и то по воле случая, потому что супруги попросили не разлучать их после смерти. Гениальная Мария Склодовская-Кюри также была погребена здесь со своим супругом. Интересно, похоронили ли бы ее одну в Пантеоне, если бы ее муж Пьер Кюри не был бы удостоен чести лежать в Пантеоне? Есть еще одно женское имя на мраморе в крипте – Женевьев Де Голль-Антоньоз. Она была племянницей генерала де Голля, участницей Сопротивления во время Второй мировой войны и правозащитницей после, но по просьбе ее родных здесь хранится лишь горстка земли с ее могилы.

Через 46 лет после смерти легкомысленная артистка удостоилась торжественного надгробного слова от президента Франции<br />
Фото: AP

30 ноября 2021 года в Пантеоне с почестями была захоронена горсть земли с могилы Жозефины Бейкер (1906–1975) в Монако, француженки с американскими корнями, которая была не только известной певицей и звездой бурлеска в «Фоли Бержер» в Париже, но и служила верой и правдой в разведке Франции во время Второй мировой войны, о чем говорят ее многочисленные награды. Жозефина была близкой подругой Грейс Келли, которая приютила ее, когда у той возникли финансовые сложности. Активно боролась с расизмом (семья пережила в Америке резню в 1917 году, что стало большим потрясением для маленькой девочки), была соратником Мартина Лютера Кинга и отстаивала права женщин. Кстати, в ее честь была названа одна из станций метро в районе Монпарнас.


Как добраться

Адрес: Place du Pantheon, Paris 75005, 5-й округ.
Телефон: 01 44 32 18 00 Экскурсии: 01 44 54 19 30
Метро: Cardinal Lemoine
Автобусы: 27, 21, 82, 38, 84, 89, 85
Поезд RER: Luxembourg
Сайт: http://www.paris-pantheon.fr/en

Стоимость посещения:

Полный билет — 9€
Билет со скидкой — 7€
Посетители 18-25 лет (граждане ЕС) — 7€
Посетители младше 18 лет в сопровождении взрослых и люди с ограниченными возможностями — бесплатно

Часы работы:

Апрель-сентябрь — ежедневно с 10:00-18:30
Октябрь-март — ежедневно с 10:00-18:00
Закрыт 1 мая, 1 января, 25 декабря

Text.ru - 100.00%