Данная статья информационно-познавательная и не является рекламным объявлением.
Все ссылки и упоминания брендов в статье размещены на безвозмездной основе.
Этой статьей мне хотелось бы открыть новую рубрику на сайте, которую я назвала «История одной картины». Писать о картинах можно бесконечно, тема действительно очень интересная. Мы часто проносимся мимо картин, а ведь у каждого полотна есть своя история и зашифрованный тайный смысл.
Прекрасная Даная. Кто она?
«Даная» — прекраснейшая картина Рембрандта... Здесь есть настоящий праздник солнца, какая-то оргия света, вторжение и почти насилие живительного источника. Вся картина — сплошное золото, ликующая музыка света льется из нее неисчерпаемым потоком. И даже некрасивость лица и тела героини не вредят впечатлению. О красоте Данаи «забываешь справиться», так красиво всё в целом."
Игорь Грабарь
Картина голландского живописца Харменса ван Рейн Рембрандта (1606—1669) «Даная», пожалуй, одна из самых известных в коллекции Эрмитажа. И не правы те, кто считает, что популярность ей принесло именно трагическое нападение не совсем здорового человека. Картина всегда притягивала знатоков живописи со всего мира своей исключительностью, ведь она таит в себе столько неразгаданных загадок и легенд, расшифровкой которых до сих пор занимаются искусствоведы.
Трагедия 1985 года
Мне повезло увидеть «Данаю» до всем известного акта вандализма, даже сохранилась черно-белая фотография.
Сегодня полотно, несмотря на усилия реставраторов, все в «шрамах», сильно искалечено, но слава богу, что не утеряно навсегда. Трагедия произошла в июне 1985 года, когда немыслимым образом картина подверглась атаке: сначала были нанесены два удара ножом, а затем она облита из склянки серной кислотой. Преступник спокойно пронес все это с собой в главный музей СССР. Рамок металлоискателя тогда еще не было. Литовского «борца за свободу» задержал белорусский милиционер, приехавший в Ленинград на отдых. Если бы не его поистине храбрый поступок, а ведь он мог также серьезно пострадать, мы могли бы потерять шедевр Рембрандта навсегда.
Далее будут фотографии картины до и после катастрофы. Вы можете оценить состояние полотна.
Верхний слой краски был очень сильно поврежден, она начала пузыриться — кислота уничтожала бесценное произведение искусства. Целых пятнадцать лет реставраторы спасали шедевр, десять из которых нейтрализовали кислоту, но написать картину за Рембрандта, к сожалению, невозможно. Особенно сильно пострадала центральная часть картины: лицо Данаи, ее бедро и живот. Кислота стекала ручьями, уничтожая волшебный золотой свет и нежную кожу героини. При реставрации очень помогла точная копия картины, которую сделал один советский художник, повторив все мазки и нюансы.
Что изображено на картине «Даная» Рембрандта
Интересное описание картины я нашла в каталоге живописи Эрмитажа 1902 года (немного пришлось адаптировать текст, убрать «веди»):
На роскошной золоченой бронзовой кровати, украшенной золотой фигуркой Амура, у которого связаны руки, под оливково-зеленым пологом, лежит на мягком ложе, покрытым белой простыней, совершенно нагая, молодая, но некрасивая женщина, повернувшись на левый бок передом к зрителю и опершись левой рукой на подушку. На обеих ее руках — объемные золотые браслеты с красными бантиками, а на правой руке, кроме того, нитка жемчуга. Желтовато-красное одеяло с узором откинуто к ее ногам, которые от ступней до колен прикрыты белой простыней. Обратившись лицом налево и подняв левую руку с жестом радостного изумления, молодая женщина смотрит по направлению отверстия, образовавшегося позади ее ложа в пологе, отдернутую полу которого придерживает левой рукой старуха, которая стоит по ту сторону кровати, у изголовья, с большим мешком в другой руке и со связкой ключей, висящих на ней.
Через упомянутое отверстие льется слева свет, ярко озаряющий лежащую женщину и распространяющийся более или менее на другие части картины. На переднем плане, справа, — круглый столик, покрытый красной скатертью с золотой бахромой, а в середине — валяющаяся на ковре перед постелью пара туфель.
(Каталог Картинной галереи, Императорский Эрмитаж, Санкт-Петербург, 1902 г., составитель А. И. Сомов)
О чем картина? Древнегреческий миф о Персее
Рембрандт изобразил на картине известный древнегреческий мифологический сюжет, связанный с рождением Персея. Отец Данаи, царь Аргоса Акрисий, держал ее в заточении в подземелье из меди, чтобы она не могла вступить ни с кем в связь и родить ребенка. Дельфийский оракул ему предсказал, что родившийся внук лишит его власти и жизни. Но влюбленному Зевсу удалось проникнуть в темницу прекрасной Данаи в виде золотого дождя. В итоге родился Персей, о чем, конечно, узнал царь Акрисий. Он был в бешенстве и решил избавиться от дочери и внука, бросив их умирать в открытое море в ковчеге. Но в Греции столько островов, что выбраться на сушу не так уж и сложно, особенно если тебе помогает Посейдон и влюбленный Зевс.
Их прибило к берегу кикладского острова Серифос, где местный рыбак спас их от неминуемой гибели. Царь же острова Полидект, увидев Данаю, возжелал ее. Все гости, приглашенные на званый пир Полидекта, должны были принести ему дары — лошадей. Персей же похвастался, что может принести ему голову Медузы Горгоны. Услышав это, Полидект потребовал принести ему только такой дар. А если тот не сможет, то Полидект возьмет в жены его мать. Во время путешествия Персей освободил Андромеду и добыл голову Медузы Горгоны, не без помощи Афины, Гермеса и Гефеста, и, показав голову Полидекту, превратил царя в камень. Новоизранным царем стал рыбак Диктис. Но случилось и еще одно событие. Во время своего следующего странствия по Элладе во время состязания он случайно убил диском своего деда Акрисия, как и предсказывал оракул.
Какие тайны и трагедии скрывает картина
Сразу возникают вопросы. Даная, описанная в греческих мифах, влюбила в себя самого Зевса, а он явно знал толк в женской красоте. Женщина же на картине скорее некрасива, полна. Картина датируется примерно 1636 годом, но есть вероятность, что дата неточная, ведь картина переписывалась в течение долгого времени, художник добавлял новые штрихи, менял идейное наполнение, переписывал, добивался совершенства. В любом случае картина была дописана не позднее 1647 года (хотя составители каталога галереи Эрмитажа 1863 года приписывали картине 1646 год, что больше похоже на правду). Рентгеновское исследование, которое было произведено после нападения на полотно Рембрандта, показало, что на картине было два слоя, один поверх другого. Первоначально художник изобразил на картине свою любимую жену Саскию. Картина очень сильно трансформировалась за годы написания. Настроение Рембрандта менялось, все невзгоды и трагедии его жизни отразились на полотне. С Саскией ван Эйленбюрх его связывали самые счастливые 13 лет жизни, когда он был полон любви и радости, был обеспечен и удачлив, у него была своя школа живописи, ученики и заказчики.
Жизнь Рембрандта пошла под откос после смерти любимой женщины через год после рождения сына Титуса. В его жизни сначала появилась скандальная Гертье Диркс, вдова трубача, а затем новая любовь Гендрике Стоффельс, не ставшая его женой, но подарившая Рембрандту дочь Корнелию. Тогда-то и начала меняться картина — у Данаи появились черты Диркс, а улыбающийся ангел стал злым и осуждающим со связанными руками (возможно, аллегория продажной любви?). С картины исчез золотой дождь, превратившись в золотой свет, рука Данаи развернулась в прощальном жесте, а взгляд опустился ниже. Много вопросов вызывает старуха на картине, совершенно не похожая на женщину, уж очень она напоминает самого Рембрандта. В руках у старухи связка ключей (мужской символ) и огромный кошель, вероятно, с золотыми монетами, которые рассыпал Зевс в комнате Данаи. Искусствоведы спорили о том, действительно ли Рембрандт изобразил на картине мифологический сюжет, связанный с Данаей. Но после проведенного исследования все вопросы отпали сами собой. Более того, на картине есть зашифрованные символы, указывающие на легенду о Данае, например, коралловый браслет — символ победителя Медузы Горгоны, жемчуг — украшение Венеры, богини любви, орлы на кровати — символы бога Зевса и т.д.
Ангел-спаситель покинул и самого художника, в 1658 году он потерял все свое имущество, в 1662 году умерла Гендрике, а в 1668 — сын Титус. Это окончательно сломило старого художника. Он умер в нищете и одиночестве в 1669 году.
Самая прекрасная картина Рембрандта
«Даная» без сомнения одна из самых прекрасных картин Рембрандта, полная страсти и любви, а также горестных переживаний. В эпоху Екатерины II были очень популярны подобные эротические сюжеты, по этой причине и были приобретены многие шедевры живописи у коллекционера Л. -А. Кроза барона де Тьера. Картина поступила в коллекцию Эрмитажа в 1772 году из Парижа. Но нравы в обществе менялись, картина на какое-то время исчезла из экспозиции Эрмитажа. Но ею всегда восхищались знатоки искусства, делали копии, писали о ней, пытались разгадать ее тайные смыслы.
Поэтому она вернулась.