Пулковские авиалинии. ИЛ-86 Пулковских авиалиний / Последнее приземление

Мне захотелось поделиться этой историей после того, как в интернете увидела статью про то, что во многих фильмах, наших и зарубежных, снимались самолеты, которые впоследствии попадали в аварийные ситуации или разбивались в жизни. Как в кино...

Мои истории. Приехать домой и узнать, что твой самолет упал... Катастрофа Ил-86. 28 июля 2002 год 1
Руление на последний взлет. 28/07/2002 Фотография: Анатолий Бурцев © https://russianplanes.net/id214108
Фотография выше: Последняя посадка борта — чартерный рейс Адлер-Шереметьево. На нем летит мой муж. Анатолий Бурцев © 28 июля 2002 Оригинал фотографии: https://russianplanes.net/id214106

Я вспомнила страшный случай с самолетом ИЛ-86 «Пулковских авиалиний», бортовой номер RA-86060, который разбился, выполняя технический рейс из «Шереметьево» в Санкт-Петербург. ЧП произошло в 2002 году 28 июля в 15:25. Выжили только две стюардессы. Все остальные члены экипажа погибли. Самолет разбился недалеко от Дмитровского шоссе при взлете. Самолет упал с высоты порядка 200 метров, по другим данным — 600 метров.

Мой муж приехал в тот день из командировки в Сочи, куда они ездили всей компанией (самолет был арендован) и куда были приглашены важные клиенты, в том числе, представители крупнейших дистрибуторов и торговых сетей России. Он в то время работал в одной из самых крупных пивоваренных компаний.

Посадочный талон
Посадочный талон
Приглашение на конференцию в Сочи
Приглашение на конференцию в Сочи
Программа мероприятия и бейдж
Программа мероприятия и бейдж
Сочи
Сочи

Мы ужинали, муж весело рассказывал о поездке, когда раздался звонок от родителей: «Каким рейсом ты летел? Пулковскими?». Включили телевизор и ахнули. Всех затрясло от увиденного. Муж сразу узнал стюардессу, которая обслуживала их в хвосте самолета, где они сидели. Он начал вспоминать, что проспал всю дорогу назад. Ему показалось, что самолет заходил на посадку несколько раз. Списал все на переутомление от командировки и бессонные ночи. Всю дорогу самолет вел себя очень странно – сильно трясся хвост. Думали, что турбулентность обычная…

Тридцать человек сотрудников компании из Питера очень просились на борт, чтобы не терять время на ожидание своего рейса из Москвы до Питера, но получили категорический отказ от экипажа – не положено! Это спасло им жизнь… Где-то пишут, что на рейсе были и участники группы «Король и Шут», которые также просились на этот рейс в Питер, но муж мой этого не помнит, поэтому не буду утверждать, что они там были.

Обновление: Как выяснилось, группа «Король и Шут» действительно была на этом рейсе, о чем написали в своей автобиографии: Отрывок из книги «Король и Шут. И живые споют про мертвецов»:

Шура БИ-2: Мы познакомились, когда вместе летели из Сочи в Москву. Этот самолет потом должен был пустой лететь в Питер. «Король и Шут» уговаривали пилотов, чтобы те взяли их на борт. Пилоты отказали. И слава Богу, что так все вышло — едва взлетев, этот самолет упал и разбился прямо в «Шереметьево».

Выживших стюардесс Арину Виноградову и Татьяну Моисееву навестили в больнице представители их организации. Арина Виноградова родилась в рубашке, она практически не пострадала. Второй стюардессе повезло меньше, ей потребовалась операция и долгое лечение, но главное, что она выжила. Арина Виноградова продолжила работать бортпроводницей на международных рейсах, несмотря на уговоры мужа. Самый любимый ее маршрут Москва-Париж. Я пыталась найти информацию о том, чем занимаются они сейчас, ведь прошло довольно много времени, но ничего нет в доступных источниках. Последнее упоминание в СМИ 2008 года.

14 человек, все были членами экипажа, погибли.

Что же случилось? Сначала все было штатно, как рассказывали стюардессы. Погода отличная +28, ветра нет, видимость 20 км. Вдруг самолет начал резко терять скорость, что привело к росту угла атаки до критического. Была очень сильная вибрация, как сообщила потом Арина Виноградова. Похоже, что именно это привело к заваливанию самолета на левое крыло и дальнейшее сваливание в штопор. Расшифровка «черных ящиков» подтвердила основную версию причины катастрофы — ошибка экипажа и техническая неисправность (официальная причина — отказ кнопки управления, вызвавший самопроизвольное перекладывание стабилизатора, ошибочные действия пилота). Это единственная катастрофа Ил-86. Судя по тому, что самолет вел себя странно до этого, я с трудом верю в ошибку экипажа, ведь вывести из такого положения машину на малой высоте практически невозможно. Экипаж всегда виноват, к этому мы привыкли... Самолет был произведен в 1983 году.

Сначала говорили, что бортовой номер самолета полностью совпал с номером самолета, который снимали в фильме «Экипаж». Брали интервью у Александры Яковлевой. Помню, как сейчас, ее рассказ о съемках в картине. Это не так. Оказывается, как подсказывает Википедия, номер полностью совпадает с бортовым номером самолета, который снимали в фильме «Шизофрения» 1997 года с Александром Абдуловым, Арменом Джигарханяном, Александром Збруевым, Кириллом Лавровым и др. в ролях. Самолет терпит крушение, выполняя рейс Санкт-Петербург — Париж. Кстати, премьера фильма состоялась 28 июля...

Кадры из фильма "Шизофрения", 1997 г. Киностудия "Ленфильм".
Кадры из фильма «Шизофрения», 1997 г. Киностудия «Ленфильм».
Кадры из фильма "Шизофрения", 1997 г. Киностудия "Ленфильм".
Кадры из фильма «Шизофрения», 1997 г. Киностудия «Ленфильм».
Кадры из фильма "Шизофрения", 1997 г. Киностудия "Ленфильм". Самолет взрывается при взлете.
Кадры из фильма «Шизофрения», 1997 г. Киностудия «Ленфильм». Самолет взрывается при взлете.

Хочу отметить, что это был единственный серьезный инцидент с самолетом ИЛ-86. Это самый надежный самолет российского авиапрома.

Ниже публикую самые интересные комментарии с моего канала на Яндекс.Дзен:

Комментарии (сохранена авторская пунктуация и орфография)

Ашот Багарян

Да это было для нас величайшей трагедией . Это был первый самолёт которую мы получили из завода ВАСО . Последующие годы их число было доведено до 14 штук последний борт 86114 . Любой из нас кто непосредственно обслуживал эти самолёты мог оказаться на борту на этом рейсе. Самолёт в эксплуатации показал себя хорошо практически всегда был полон 350 пассажиров могли себя чувствовать конформной при перелёте могли гулять по салону если уставали сидеть. Самолёт имел две палубы два лифта 8 туалетов 3 трапа которые открывались и подимались с борта самолёта . Пассажиры после приземления очень быстро покидали салон самолёта забирая ручную кладь на первой палубе . Одним словом прекрасный самолёт был как для пассажиров так и летнотехнического и кабиного экипажа .Из 6 самолётов которые у нас в Питере оставались после остановки эксплуатации остался один который сейчас находится рядом с КАД на юго-западе Санкт-Петербурга его бортовой номер 86106 . Последняя раскраска его была ознаменована ко дню победы ВОВ. Не знаю это музей или что-то другое. Остальные 5 бортов варваский были разрезанны на металлолом при том что самолёты могли были пройти продление ресурсов а у некоторых бортов ещё оставался ресурс . Очень жаль что наше государство Россия отказалось от этих самолётов в угоду западны аналогам . Сейчас у России нет самолётов ГА практически все самолёты которые летают под флагом России зарегистрированы в овшороах т е не принадлежат России вот-до чего дожили а были передовой гражданской авиацией . Политика и коррупция победила ГА России.

Ашот, он стоит на ветолетном полигоне. Там коммерческие вертолёты + обучение. Внутри не был. Стоит уже лет десять примерно

Ашот, я не понимаю, откуда Вы берете цифры, Ил-86 всего было построено 106 машин. Да, с Боингом сравнить нельзя, но это ведь самолеты практически «одной страны для себя» (было 3 борта для китайцев). При этом надо сравнивать интенсивность полетов и количество нормальных аэропортов прежде всего. У нас в стране и того и другого даже сегодня на порядок меньше, чем к примеру в одних только США. И при этом Боинг продает еще и всему миру. СССР же наоборот — не хотел продавать. В 80-е годы китайцы просили построить им хотя бы 50 штук 86-х, наши дали им только 3... Что же до Ил-96, то их на сегодня построено 30. Опять не потому, что самолет плохой — развал авиапрома, вот причина. Аэрофлот имел 6 бортов — все 6 летали и облетели весь мир, но с приходом в 2009-м Савельева поменялся курс на иностранную технику. И на сегодня только президентский отряд имеет 11 бортов Ил-96, и 5 штук летают на Кубе. Помните, Венесуэла очень сильно с нами дружила лет 10-15 назад? Так вот вслед за Кубой они тоже хотели купить Ил-96, но правительство не горит желанием развивать гражданский авиапром, который и так влачит жалкое существование. Потом умер Уго Чавес, и планы Венесуэла поменяла. С середины 90-х каждый премьер, включая Медведева и Путина обещали Воронежскому заводу ВАСО возрождение и госзаказы на Илы всех модификаций — ни один премьер не исполнил ничего из обещанного. Самолеты здесь вообще ни при чем.

Ашот Багарян

Владимир К., Я не понял о каких цифрах идёт речь. Я писал о том ,что этот самолёт нужен был СССР а притом России и прекрасно себя оправдал в том числе и Ил96 . То что не стали их больше совершенствовать и выпускать по моему мнению это коррупция и подкуп чиновников от кого зависело решение допустить на рынок перевозок массово иностранные самолёты и отказ от производства своих самолётов . Если помните высказывание гайдара купим на западе ,нам производство не нужно массовое приватизация заводов и фабрик на самом деле разрушение и продажа на металлолом станков и оборудования закритие НИИ , КБ массовая безработица и так далее.

Владимир К.

Ашот, здесь я полностью с Вами согласен. Самый великий вред советскому авиапрому нанесли именно в начале 90-х. Гайдара уже нет, а вот Чубайс процветает. Осваивает народные деньги на «нуна-технологиях»... По поводу цифр. Вы в своём комментарии указали конкретное число — «14» самолетов. Мне лично понятно, что речь идет только об одном месте — Ленинграде (когда только начали получать первые машины и Санкт-Петербурге сегодня), а точнее в Пулковском авиапредприятии. Но в ответах на Ваш комментарий я вижу полемику, из которой ясно, что наши соотечественники поняли, что всего в СССР было 14 Ил-86. И сравнивают это число с количеством построенных Боингов. Я сейчас затрудняюсь сказать, когда точно до нас довели материалы расследования этой катастрофы, но в отдельном комментарии я написал главное из тех материалов. Вероятно, Вы с ними знакомы...

dimzu.dimzu

Ашот, если вы работали в то время, то должны знать, что некорректно говорить, что от самолета отказались в угоду западу — на нем просто стало некуда летать. Государство делало все, чтобы продлить ему жизнь — после того, как весь мир ввел ограничения по шуму, в которые это самолет никак не вписывался (даже с доработками!!), государство договорилось, что на нем можно будет летать еще минимум три года в Египет и два в Турцию (что продлило ему жизнь на три года). Вы также должны знать, что он продолжил летать (правда со штрафами) из Питера и Москвы в Париж и Франкфурт, а внутри России продолжил летать между Москвой, Сочи, Новосибирском, Питером. Пока в этом был хоть какой-то экономический смысл. Например с рейса Москва-Париж (два раза в день — против AirFrance 3 раза в день) его вытеснили вначале Ту-154М плюс первые два A320 (увеличили частоту рейсов до паритета) — а дальше частоту довели до 4-5 в день. Сегодня на этом рейсе можно летать из Москвы почти как в Питер — в день 8-11 рейсов в течение дня. Аналогичная история между Москвой и Питером — такой большой стал тут не нужен, лучше пустить много самолетов поменьше в течение дня.

Могла бы помочь ремоторизация — но на что? ПС-90А был «дохловат», да и надежность его была ниже плинтуса (плюс КБ уже «сваяло» ИЛ-96, который надо было пропихивать)

PS: Ну и чтобы поставить все точки — в расследовании происшествия участвовало несколько моих знакомых и то, что причина — человеческий фактор выяснилось довольно быстро. Все остальное (про кнопку и т.д.) было «придумано», чтобы подсластить пилюлю.

Ашот Багарян

dimzu.dimzu, В такой стране как Россия я твёрдо убеждён нужен был такой самолёт и Ил96 . Вы пишите экономически он был не целесообразен для эксплуатации с точки зрения частных эксплуатантов может быть но тоже не уверен (лизинг ремонт ) + керосин . А с точки зрения целей Государства и его независимости и имея нефть а значить керосин эти самолёты должны были летать в стране . Сейчас вроде пытаются реонемировать проект Ил96. Тогда была дана команда как из внутри так и из вне уничтожить промышленность России . Вроде до конца не удалось угробить все ,хотя многи цеха ВАСО были уничтожены .

Что касается катастрофы , самолёт был исправен отказов не было . Залипание переключателя управлением стабилизатором ( одна из версии)комиссией не установлено . А то что сигнал управлением стабилизатором на кабрирование на взлёте шло со штурвала одно из лётчиков это зафиксировано самописцами. В тоже время любой из пилотов мог остановить перемещение стабилизатора на кабрирование своим переключателем нажав переключателем на пикирование это реализовано электоросхемой . Видимо не хватило времени и тяги моторов так как слишком критичен был угол атаки самолёта на везёте.

Р.С. И последнее я не против иностранных самолётов пусть их эксплуатируют частные авиакомпании что сейчас реализовано в России .И в тоже время убеждён в такой стране как Россия если она не хочет быть зависимой от запада необходимо иметь свои самолёты и своя материально-техническая база Госкомпания . 235 отряд(перевозчик правительства РФ) существует хотя и там появился АЭРБС при Медведеве.

Romer

Единственный самолет, на котором не чувствовалось ни взлета ни посадки.

Зашел, сел, как на диван, поспал, поел, вышел.

Жалко очень, что списали.

Romer-1, Да, делали на совесть.

Антон Гайворонский

Romer-1, бывало и его швыряло, помню при заходе в Домодедово в облаке подкинуло так, что не пристегнувшиеся получили хороший урок на будущее 💪

Николай А.

Romer-1, самолет действительно крутой, но с экономической точки зрения за счет прожорливых двигов оказался невыгоден

Михаил Левенков

Romer-1, Самолет шикарный был, турбулентность переносил на ура. Смотря иностранные фильмы, где все в этот момент прыгает и вываливается, думал что это наиграно. Ответ оказался проще, боинги и аэробасы они были легкие по сравнению с 86.

А выдвижной трап чего стоил..., прям как космический корабль.

Андрей Андреичев

Летали на ИЛ-86 в 2008 году, тогда ещё с будущей женой, в Шарм-Эль-Шейх (Египет), АК Аэрофлот Дон. Самолёт очень шумный, но не трясло ни разу, сидели в хвосте. Взлёт-полёт-посадка, всё отлично. Мне кажется, что статистика катастроф тут вообще ни при чём. Какой бы самолёт ИЛ-86 ни был, со своими достоинствами и недостатками, но он был наш, летал и делал это успешно. Все недостатки за прошедшие годы можно было бы постепенно устранить и к сегодняшнему дню получить на выходе конкурентоспособный современный авиалайнер. Просто надо было работать в этом направлении, оттачивать машину и, самое главное, давать этим заниматься людям, которые в этом понимают. И не отбивать у этих людей руки.

никита тарасов

это самый лучший и надёжный самолёт в мире !!!!!!! По авиационной красоте он всё-таки , для меня лично, второй после Ту-144 !!!!!!!

Irina Korsun

Иногда необходимо набрать «полный рот земли», чем списать недвижимость. Но ИЛ-86 не может быть дохлым, он показатель надёжности и качества советского времени, который просто не вписывается в правила нового времени.

Петр Павлович

Очень достойный самолёт . Комфортный и безопасный . Жаль что его похоронили, а ведь он мог бы закрыть половину внутренних перелетов.

иван Булгаков

ХОРОШИЙ САМОЛЁТ, ЖАЛЬ ПОГИБШИХ! ВЗЛЁТ ЛИЧНО НАБЛЮДАЛ, ПОСЛЕ ОТРЫВА С ОЧЕНЬ БОЛЬШИМ ТАНГАЖЕМ ПОШЁЛ В НАБОР ДАЛЕЕ НЕ ВИДЕЛ, ПОРУЛИЛИ НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ.

Александр Герасимов

Катастрофы Ил-86

За все время эксплуатации было потеряно 4 судна. В 2002 году из-за ошибок пилотов и поломки стабилизатора разбился на взлете из Шереметьево борт RA-86060. Погибли 14 членов экипажа. Двое выжили.

Одна из катастроф произошла не по вине техники или экипажа. В 1994 году в обслуживавшийся перед приемом на борт пассажиров в аэропорту Дели Ил попали обломки столкнувшегося с бетоном перрона аэровокзала Боинга 737-200. Погибли 8 человек.

В 1998 году международный рейс Москва-Дубай SU 521 приземлился на брюхо. Командир корабля так и не выпустил шасси, а другие члены экипажа его не проконтролировали. На до заметить, что в аэропорту Дубай для снижения шума при пролете над районами города запрещено выпускать шасси вплоть до момента посадки для снижения шума. Командир SU 521 отключил световую и звуковую сигнализацию «Выпусти шасси», чтобы не отвлекала. При аварийном приземлении загорелись двигатели хвостовая часть. Горящий на взлетно-посадочной полосе самолет быстро потушили. Никто не погиб. Лайнер пришлось списать. Аэрофлот выплатил аэропорту 10 млн. долларов за простой аэропорта. После этой катастрофы четверо членов экипажа включая командира лишились летных билетов. Потеряли свои должности и некоторые руководители Аэрофлота.

Один из самых надежных лайнеров и по сей день!

Олег М.

Вы не все факты связали. Кроме «трясло хвост,» с аварией напрямую связан неработающая регулировка спинки сидения места 28D в полете, который был за 2 (это важно!) месяца до аварии.

андрей с.

С ил-86 у меня связанно воспоминание 30-ти летней давности. Летели с женой из отпуска в Крыму на рейсе Симферополь-Москва и вдруг в полете отказ двигателя (почувствовали все пассажиры). Но как-то все спокойно, без паники. По связи объявили,что вынужденная в Адлере. Кто то пошутил о всесоюзном трауре(350 человек), кто то что отпуск продолжается,но ни какой паники! Нам сказали сядем- значит сядем! Сели на 2 х движках, почти без реверса в самом конце полосы. И только тогда взрыв эмоций. И главное: надёжная была техника и люди фаталисты.

Uguns

Летал на нём из Питера в Хабаровск в 90-х , несколько раз. Отличный самолёт!

Влад Кузнецов

На этом самолете погиб мой сосед Виктор Люканнен ! Он работал борт инженером и был на этом рейсе. Ужас конечно был для родственников отец у него был инвалидом ! Самое страшное что от экипажа остались одни угольки все сгорели! Его семье авиакомпания выплатила всего 15 тыс $ .

Максон

Тоже летел 2004ом с Гран Канарии на 86ом, о%%ельный аппарат, ничем не уступает боингам, надёжная тема...

Vlad Colins

в фильме экипаж Ту-154

Владимир К.

Уважаемая My secret places blog, я в 2001 году работал в должности инженера по техобслуживанию Авиационного и Радиоэлектронного оборудования самолетов Ил-86 и Ил-96-300 Аэрофлота. У меня долгое время хранился официальный отчет о расследовании этой катастрофы — единственной катастрофы самолетов этого типа (по терминологии ИКАО). В отчете дословно говорилось: окончательной причиной явилась перекладка стабилизатора на максимальный угол «на кабрирование» и как следствие — сваливание самолета с закритического угла атаки. А вот истинной причины этой перекладки комиссия не назвала. Во-первых, после падения самолета и извлечения аварийных самописцев выяснилось, что речевой самописец перешел на аварийное питание от аккумуляторов и продолжил работу. А поскольку мои коллеги извлекли его примерно через 2 часа (было оцепление и т.д. — не сразу снимали самописцы), то самописец затер последние минуты полета — он имеет кольцо магнитной ленты на 30 минут. Без речи членов экипажа комиссия опиралась только на данные параметрического самописца. Во-вторых, о замыкании в переключателях управления стабилизатором разговор шел, но было сказано дословно: одного замыкания для перекладки стабилизатора недостаточно, должно было произойти одновременно два замыкания в двух независимых цепях. (Делайте выводы сами). В-третьих, если бы происходила самопроизвольная перекладка стабилизатора, у экипажа есть резервное управление — на центральном пульте (может управлять либо один из пилотов, либо борт-инженер. При работе резервного управления основное отключается (приоритет). Правда комиссия провела несколько учебных тренировок на тренажере с точным воспроизведением всей ситуации с перекладкой стабилизатора (экипажи не предупреждались о возможных поломках). В отчете сказано: из-за слишком короткого времени развития аварийной ситуации и отсутствия навыков резервного управления все тренируемые экипажи условно разбились. Так что на самом деле истинной причины катастрофы нет до сих пор. Есть только варианты и версии.

Сергей Васильев

Не надо писать всякую чушь. Я этот рейс отправлял в Сочи через Москву с базы. А потом мы с Сергеем Блохиным и комиссией проводили эксперементф по данной катастрофе. То что мы получили -это переход на резервное управление стабилизатором при закрытии крышки выключателей на среднем пульте пилотов. Чтоб вернуться на штурвальное нужно перещелкнуть на верхних панелях. Я искал более 1 мин 40 секунд, хотя знал что делать. А они упали раньше. Кто знает устройство баклажана ( Ашот это про тебя) тот поймёт! Роковая случайность, судьба и тайна для не посвящённых! А самолёт супер! Таких сейчас не делают, слабо России переплюнуть Совок!

Ольга Киселева

«Вдруг самолет начал терять скорость, что привело к росту угла атаки до критического. Была очень сильная вибрация, как сообщила потом Арина Виноградова. Похоже, что именно это привело к заваливанию самолета на левое крыло и дальнейшее сваливание в штопор».

Сильная вибрация — предвестник сваливания. Она возникает при критическом угле атаки. Вибрация в данном случае — следствие потери скорости, судя по всему.

А самолет ИЛ 86 был прекрасный.

Коммерческий отдел

Не летаю с 1999 го и не буду. My secret places blog, потому что падают, жить хочется. По-научному — аэрофобия.

Владимир

Арина Виноградова примерно до 2017 года продолжала летать в качестве бортпроводника в АК «Россия» (бывшие Пулковские Авиалинии). Часто сталкивались с ней, в том числе и в свободное время 🙂 Прекрасный человек, очень мужественная женщина! Только положительные впечатления как от коллеги, так и от человека. Знаю, что продолжила свою карьеру в авиации, но уже на земле.

Владимир

******

28 июля 2002 года я летел из Волгограда в Сыктывкар, через Москву.

По прилёту из Волгограда, из Пулковского ИЛ-86 в одно время с нашим рейсом выходили пассажиры. Я на него обратил внимание, потому что он был один Пулковский, да и стоял рядом.

Рейс в Сыктывкар был с минимальным разрывом от Волгоградского, так что должны были вылетать оба рейса примерно в одно время. Во время рулежки самолетов, Ил- так же был виден из иллюминатора, он вылетал чуть раньше, между нашим самолетом и Пулковским вылетал еще один самолёт, По моему Москва-Ухта или Усинск (самолет так же как и наш был в ливрее Комиинтеравиа).

Во время взлёта Ил-86, Мы были перпендикулярно ВВП, я сидел слева у иллюминатора (Ту-134) и наблюдал за взлётом.

Самолет визуально «шел» вверх, интенсивно и бодро, но потом вертикальная скорость замедлилась, самолёт стал заваливался налево, дальше трагедия... Черный грибок, взрыва видно не было.

Рейс Москва-Ухта, что перед нами взлететь успел, но нас задержали на 1,5 или 2 часа.

Мне удалось тогда пообщаться с борт-инженером нашего рейса, (сосед по подъезду), он наблюдал что Ил взлетает, позже визуально вроде должен быть в поле зрения (погода была солнечная и ясная), но увидел только черный грибок от взрыва.

Так вот, сего слов, весь экипаж обратили внимание, и обсуждали — что-то через чур Ил уверенно высоту стал набирать, Илы так не взлетают, это не боинг, либо пустой, либо слишком самонадеяный, либо что не так с закрылками, но у Ил-86 все системы продублированны и некоторые даже не раз.

Как то так, на тот момент я не знал что самолёт выполнял рейс без пассажиров, и было не по-себе, представив сколько человек было на борту, вспомнив сколько выходило...

Victor

Оказался в аэропорту в тот день и время. Взлета не видел, но после падения быстро прибежал в лес на место падения. Незабываемое зрелище: полоса срезанных деревьев; непонятные мелкие детальки по следу падения на опаленной траве; стоящий торчком хвост и лесенка с пожарным, который залез и что-то высматривал в открытой задней левой двери хвоста. Вместо передней части, крыльев — сплошное пламя, небольшие взрывы. Не было даже контуров корпуса. Две проводницы (одна лежала на носилках), которые дожидались поблизости не знаю чего...

Алексей Степков

Всем добрый день! Летел тоже на этом самолете с конференции, тряски не заметил никакой, как писали ранее, да и разницы по большому нет. Действительно в Сочи все было на высшем уровне, находились там 3-4 дня. Ведущие вечера были ребята из команды Утомленных солнцем (Миша Галустян и парень самый высокий там у них, к сожалению, фамилии не помню, также выступала популярная группа в те времена *Стрелки*, которые с нами и возвращались обратно. Откуда там взялся Король и Шут честно не знаю)))). Катастрофу видели можно сказать в прямом эфире, т. к. все сидели в Шереметьево и все ждали своего рейса далее, люди были со всей России. Насколько знаю, никто не отказался лететь дальше. Ребята из Питера действительно просились улететь с экипажем. Виноват ли экипаж одному богу известно и тем, кто занимался расследованием. Людей жалко во всей этой истории, но а мы продолжаем летать, несмотря ни на что.

Я: Алексей, спасибо большое за комментарий! Здорово, что отзываются люди, которые также присутствовали на этой конференции. Про Короля и Шута мой муж тоже не помнит, но они об этом написали в своей книге. Я подвергаю это утверждение сомнению в статье. Возможно, что они просто летели с другого мероприятия в этом самолете, не с вашего.

Вы написали про «Стрелки». Я помню, что он говорил про женскую группу тогда. Сейчас вспомнила, что это были именно «Стрелки».

История страшная и очень жалко людей.

Romer

У ИЛ-86 всегда сильная вибрация в корме («в хвосте») самолета.

Особенность конструкции.

Не только вибрация, точнее, такая вибрация, что... помнится, почти все крышки багажных отсеков в салоне открывались при посадке в Пулково примерно в 1986 бородатом году!

Павел Касарин

Мне всегда было интересно, откуда пошла чушь про 300 метров от Дмитровского шоссе? Там 4 километра. 300 метров от улетел от аэропорта.

Victor

На месте падения сейчас стоит памятный крест. Был на месте минут через 15-ть, как упал. Горящие обломки, задранная хвостовая часть... Видел и двух стюардесс. Одна лежала, другая вполне была ничего. Потом понаехали и оцепили место. Да я и ушел.

Павел Касарин

Victor- , мы прибежали минут через 20-30, уже подъехали первые пожарные расчеты. Сам момент падения не видел — мне жена сказала, мы сразу снялись на помощь, но там и народ уже бежал со всех сторон и профессионалы подоспели.

Шишок

86-й просто супер , морально,конечно,подустарел (на то время)на"широком фюзеляже" паксы хотят видео ,а чтобы загнать ДАЖЕ ОБЩИЕ мониторы под потолок необходимо установить доп.балку ,а это ВЕС . И если на прежних 4-х двигателях (кстати в СССР) на 2-х двигателях за «лужу» летать было НЕЛЬЗЯ,а сейчас Б и А летают на двух и никто о прежних нормах безопасности не ПАРИТСЯ, главное ...... .Так что никто не стал заморачиваться ни со сменой моделей и кол-вом двигателей , ни с видео , ни с другими девайсами . Да и личный интерес, видно был, у людей, принимавших, в то время решения . Но это я увлекся . А насчет той катастрофы- помню прилетели мы откуда-то «сдались' , бегу я по перону Ш-1 ( тогда все пехом и безо всяких жилетов ) к проходной : ( автобус служебный вот-вот уйдет ) и выруливает ПУЛКОВО .Вдруг встал , да еще и трап с одного из вестибюлей выкинул.Двигателя молотят, трап висит, самолет стоит. Стою и я . Просто так не обойти . Много я тогда чего подумал . Чего-то им там подвезли , на трапе приняли . Наконец-то лестницу подняли и порулили. Я бегом(на автобус успел).Дома включаю телек и ВОТ.

Петр Ю.

Группа Король и Шут действительно просилась на этот рейс. Это описано в книге о группе

Я: Петр, ого, спасибо за информацию! Значит и Би-2 там были.

Петр Ю.

My secret places blog,

Отрывок из книги „Король и Шут. И живые споют про мертвецов“.

Шура БИ-2: Мы познакомились, когда вместе летели из Сочи в Москву. Этот самолет потом должен был пустой лететь в Питер. «Король и Шут» уговаривали пилотов, чтобы те взяли их на борт. Пилоты отказали. И слава Богу, что так все вышло — едва взлетев, этот самолет упал и разбился прямо в «Шереметьево».

Наверно не просто так рейс сделали техническим и не пустили на борт пассажиров?

Олег М.

Не поэтому. Перегон самолетов бывает сплошь и рядом, если нужно его встроить в график рейсов из другого аэропорта. Самолеты из Шереметьево в Домодедово и обратно перелетают каждый день, например.

Михаил Канторов

Автор, откройте отчёт МАК по этой катастрофе и вопросов по ней у Вас не будет. Так-как экипаж погиб, а пассажиров на борту не было, то мёртвых не стали явно обвинять в катастрофе, а для умеющих читать между строк, достаточно прочитать расшифровку параметрического самописца с комментариями МАК. Там чётным по белому записано, что было четыре РАЗОВЫЕ команды на перекладку стабилизатора на кабрирование, а его установка перед взлётом (соответствовала центровке загруженного самолёта, а 86060 летел пустой), без его перекладки на пикирование после отрыва, вела к сваливанию (хода штурвала на пикирование не хватало уже на компенсацию установки стабилизатора).Ответить1Написать сообщениеИ. М.больше 1 года

Рейс был техническим. Плеснули ведро топлива до Питера и поддернули его на взлете. Экипаж понятия не имел о том , что такое 1-2 -й режимы полета и Кривые Жуковского. Заброс и сваливание на крыло. Упал с высоты порядка 150 м. в районе БПРС с обратным стартом. девчонкам повезло. Их вытащили и отвезли в Боткинскую. Теперь катастрофы по недоученности сплошь и рядом. Отлично помню эту катастрофу- единственная за все время эксплуатации Ил-86.Ответить2Написать сообщениеАнтон Ястребцевбольше 1 года

помню этот день. Дежурил в прокуратуре как раз. Только поменялся с товарищем дежурством- сразу звонок. самолет разбился. он поехал и потом рассказывал

В.Б.И,

ужасная трагедия. хорошо, что малым кол-вом жертв, отделались (не то, что сейчас происходят с более крупными трагедиями и жертв). стюардессы — это правда можно сказать в рубашках родились.

Просто Хайни :3

Расход топлива на восемьдесят шестом был, только вдумайтесь, 10 тонн в час! Разумеется эксплуатироваться в приватизированной России он уже не мог!

Вадим Федяев

Я тоже тогда был на этой конференции, как раз „запускали“ „Три Богатыря“. Долго хранил посадочный талон, а сейчас и не знаю где он... В тот день после прилёта, я сразу поехал на дачу, был очень тёплый и приятный летний день. Дача между Ярославским и Дмитровским шоссе, поэтому, ходя по участку, я видел черный дым. Но особо не придал этому значения... А потом позвонил приятель и сказал, что это догорает самолёт, на котором мы утром прилетели в Шереметьево. Ему всё рассказали наши ребята, которые ждали в а\п свои рейсы в разные города России. Питерские ребята точно просились тогда на борт, и их, конечно , не взяли. И многие из них потом долго не летали, ездили только ж\д транспортом и на машинах. „Король и Шут“ немного фантазирует, не было их на нашем рейсе из Сочи. Вот стюардесс, что были со мной в хвостовой части самолёта, я запомнил хорошо, намучились они тогда с публикой, которая провела прекрасно пару дней в Сочи. Обрадовался, что они выжили, а то было сначала совсем уж не по себе...

Я: Вадим Федяев, спасибо большое, что написали! Это очень тяжелое переживание! Про питерских ребят — представляю! Это как второй день рождения...

Что касается группы „Король и Шут“, то мой муж тоже считает, что их там не было.

Анатолий Абрамов

Рост скорости приводит к уменьшению угла атаки, может падение скорости? На большой скорости практически не возможно выйти на критический угол атаки.

Сергей Кузнецов

Если экипаж взял пассажиров то вероятность катастрофы была бы ниже

Роман

Служил в ПЧ-1 Химки, выезжал на его тушение.

Илья Прохоров

Именно в этот день, с разницей в 3 минуты,я вылетал с девушкой на Ил-86 из того же Шереметьева в Испанию. Девушка спросила у меня про самолёт. Я ответил,чтобы не волновалась, что ни один ещё не разбился. И через секунды происходит катастрофа

Дмитрий Науменко

аа, так это Пулковский был...я почему то многие годы думал, что Аэрофлотовский. Жили тогда на севере Москвы, и черный дым от падения самолета был хорошо виден из окон.

Светлана

Посадочный талон от 26 июля

Я: да, из Москвы в Сочи.

любовь воронцова

В фильме „Экипаж“ был ТУ-154, поэтому бортовой номер никак не мог быть таким же! ТУ-154 начинались на 85..., а ИЛ-86 на 86...

Игорь Ростов

Редко говорю авторам на Дзене хорошие слова. Понимаю, что звучит дико (про трагедию), но автор молодец! Душа у автора! Не отнимешь!

Удалённый пользователь

Я знаю, где сейчас Арина Виноградова, я вместе с ней работаю и она мне рассказывала про эту трагедию.

Я: Дмитрий, Спасибо за информацию! Надеюсь, что у неё все хорошо! 🙏

— Хорошо!

Вячеславка.

На 86 летал несколько раз. Свердловск (по-старому) — Москва Запомнился 1 полёт. Самолёт летел странно. Его непрерывно мотало чуть вверх-чуть вниз, чать вверх-чуть вниз. Наверное автопилот разрегулировался. Сидел на крыле и видел концы крыльев как у птицы вверх-вниз, вверх-вниз. Когда пошёл в туалет в хвосте самолёта, то был в шоке с точки в проходе, где у самолёта крылья, хвост с пассажирами болтался, гнулся верх-вниз как у весёлой собаки. За тот полёт эти эквилибры порядочно надоели. Долетели нормально. Так как я инженер конструктор, то заценил проектировщиков этого самолёта. Запомнил полёт. Но в Ил-86, в салоне были плохие потоки кондиционированного воздуха, много людей сидели с газетками или журналами на голове, защищались от воздуха с потолка, он бил в голову сидящим у проходов. А в остальном для пассажира отличная была машина. Жаль

Александр Чернопятов

Налетал столько часов и в кабине и пассажиров, но такого самолета пока нет

Шилов Александр

Я уже думал, что все забыли об этой катастрофе...

Случилось так. что изучал расшифровки. были вопросы...

У меня сложилось свое мнение, экипаж боролся до последнего...

Думаю, что был самопроизвольный увод стабилизатора на кабрирование, но в этой ситуации самолет был обречен, люди тоже.

На графике отчетливо видно, что реакция экипажа на тангенту управления стабилизатором произошла на доли секунды позже, чем сам стабилизатор начал движение на кабрирование...

Thai-Online

Помню, помню этот краш в 2002 году. Тогда некоторые водители видели как борт падал. Он почему-то сильно задрал нос, как будто глиссер или мотоцикл на козла, и летел при этом необычно медленно.

Михаил Васильев

Я 10 лет летал из Алматы в Москву и обратно на ил 86 и всегда был спокоен, правда был еще ребенком, никогда не думал, что что то может произойти, самый хороший и надежный был самолет, очень жаль, что его списали

Александр Беркут

Разделите мнения о самолёте и трагедии. Читаешь и ком в горле. Экипаж подготовленный. Царство небесное им. Самолёт очень надёжный и красивый.

Никита Алексеев

В этот день мы с семьей как раз прилетели из отпуска и грузились в машину в Шереметьево, когда самолет упал. Мой отец видел, как этот самолет взлетал и он обратил внимание, что с ним что-то не так. Когда уже выехали на шоссе был виден столб дыма, казалось, что он был прямо на взлетной полосе.

Роберт Антонов

Отличный самолет, спокойный, вальяжный. Летал на нем много раз. За время своей эксплуатации ИЛ-86 не убил ни одного пассажира, это чего нибудь, да значит. Но устаревший, неэкономичный. Мне вот ИЛ-96 жалко, что он так и не вышел на линии

inherjar

Роберт, как это не вышел? Цитата: „С переходом на рыночные отношения Домодедовский авиаотряд был преобразован в самостоятельную авиакомпанию «Домодедовские авиалинии» и Ил-96 составляли основу флота этого перевозчика на протяжении всего времени его существования, вплоть до банкротства в 2008 году.“

Ещё одна: „Коммерческая эксплуатация самолёта началась 14 июля 1993 года на маршруте Москва — Нью-Йорк. Первое время самолёт использовался преимущественно на зарубежных рейсах: в Сингапур, Лас-Пальмас, Нью-Йорк, Тель-Авив, Пальма де Майорка, Токио, Бангкок, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Сиэтл, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Сеул, Сан-Паулу, Гавану, Ханой, Сантьяго, Лиму.“

Да, сейчас его начинают возрождать, с новыми двигателями, но всё равно в четырёхдвигательном виде...

Роберт Антонов

Oleg Salaev, ну разве это эксплуатация, так, несколько самолетов куда то летали какое то время. ИЛ 96 достоин бОльшего.

einherjar

Роберт, около 36 штук летали на регулярных рейсах, это да, совсем несколько... Но и рейсов-то у нас не так много было...

Роберт Антонов

Oleg Salaev, прошу прощения, про 36 штук не знал, думал меньше

олег гольмаков

Выход на закритические углы атаки является следствием ПОТЕРИ, а не увеличения самолетом скорости полета, и попыткой экипажа скомпенсировать эту потерю увеличением подъемной силы крыла

Киняев Фома

Я последний раз летал в богажном отделении самолёта ИЛ76 Военных авиалиний, по маршруту аэропорт Чкаловский-Моздок. Отличный самолёт, я вам скажу.

Mike X

На Ил-86, как и на большинстве современных авиалайнеров, имеет место быть т.наз. перекладываемый стабилизатор (НЕ руль высоты, который находится в конце стабилизатора, а именно САМ стабилизатор — будете в любом аэропорте, обратите на это внимание — видно, что под положение стабилизатора „зарезервировано“ несколько — порядка 3-4 — позиций). Ил-86, как и большинство самолетов С. Ильюшина и его преемника — Г. Новожилова — создавались с ОЧЕНЬ БОЛЬШИМ запасом надежности. В частности, по замечаниям некоторых пилотов Ил-86, можно было пренебречь именно этой самой установкой — установкой стабилизатора в требуемый режим, Ил-86 практически всегда „прощал“ подобную вольность. Но вот, похоже, в том самом рейсе Пулковских авиалиний стечение обстоятельств не „простило“ эту вольность

Александр Брунцев

Mike, непривычно лёгким для экипажа оказался

Dmitry Kolesnik

Александр, не столько легким, сколько с непривычной задней центровкой. А они стабилизатор перед взлетом поставили по средней, как при нормальной загрузке, да еще и добавили 1.5 градуса добавочных. По расшифровкам предыдущих полетов этого экипажа было установлено, что у них было привычкой производить отрыв не взятием штурвала на себя (рулем высоты), а отклонением стабилизатора кнопкой (что запрещено РЛЭ и дополнительным бюллетенем ОКБ). Никакого отказа там, конечно, не было.

Александр Брунцев

Dmitry, наверное так оно и было.

Может, вдобавок, „залип“П2К.

По крайней мере, на этом настаивает дочь КВСа — я читал её интервью.

Она хорошо знакома с особенностями управления Ил-86, как ни удивительно...

Dmitry Kolesnik

Александр, я выше подробно написал про кнопку управления стабилизатором и почему ее вероятность отказа практически равна нулю. Это не бытовой переключатель П2К, это серьезный, сертифицированный сдвоенный трехпозиционный нажимной переключатель с полностью изолированными двумя каналами, один из которых задает направление перемещения стабилизатора, а второй запускает электропривод. Обрыв, залипание или короткое замыкание любого из двух каналов не может привести к движению стабилизатора. Одновременное залипание или замыкание двух полностью изолированных каналов из области фантастики. И даже случись такое, достаточно открыть колпачок аварийного управления стабилизатором, чтобы разорвать цепь и прекратить перемещение. Сигнала открытия колпачка НЕ БЫЛО. Интервью вдовы это эмоционально сильно, конечно, но малоубедительно. Лучше прочитать отчет комиссии по расследованию и том РТЭ самолета Ил-86 „Система управления“.

Александр Брунцев

Dmitry, убедительно!

И как я уже писал — наверное, так и было.

Но обратите внимание — даже в выводах комиссии сказано про переключатель:

„маловероятно“, а не „невозможно“

Шилов Александр

Mike, изучите расшифровку, пожалуйста...

Если Вы человек авиационный, то там все понятно, абстрагируйтесь от выводов комиссии, и попытайтесь сами проанализировать. Вопрос, где взять подлинную расшифровку...

Dmitry Kolesnik

Отказ кнопки управления стабилизатором вписали в отчет по настоянию ОКБ им.Ильюшина и с оговоркой „крайне маловероятный“. Эта кнопка состоит из двух изолированных переключателей, один из которых задает направление перекладки стабилизатора, а второй включает электропривод. Вероятность внезапного короткого замыкания изолированных пар контактов меньше, чем попадание в самолет метеорита. Из расшифровки МСРП следовало, что сигнал на перекладку шел с одного из штурвалов. Будь этот процесс самопроизвольным, экипаж мог прервать его просто откинув колпачок ручного управления стабилизатором на центральном пульте — этого сделано не было. Скорее всего, перекладка стабилизатора вообще была не распознана экипажем. Там еще перед взлетом и в процессе отрыва экипаж допустил несколько серьезных ошибок, в результате которых произошел ранний отрыв и резкий рост тангажа. Борясь с ним, один из пилотов, скорее всего, зажал кнопку стабилизатора на штурвале, и держал, не замечая этого — аварийная ситуация развивалась стремительно. Было высказано еще одно предположение: командир и второй пилот поменялись местами, командир начинал готовить второго к вводу в квс и дал ему „порулить слева“. Это могло стать дополнительным обстоятельством: кнопки управления стабилизатором на левом и правом штурвалах зеркальны.

Dmitry Kolesnik

My secret places blog, Экипажи Ил-86 привыкли летать при полной загрузке. При этом центровка находится в середине эксплуатационного диапазона. А перегонка делается на пустой машине, с центровкой близкой к предельно задней. Балласт экипаж не брал, но стабилизатор перед взлетом выставил по привычке как для взлета со средней центровкой. Более того — в силу порочной практики некоторые пилоты Ил-86 отклоняли стабилизатор на дополнительные 1...1.5 градуса на кабрирование „для облегчения отрыва“. Таким образом, перед взлетом в Шереметьево 28 июля 2002 года стабилизатор был выставлен с большой ошибкой. В конце разбега самолет буквально „потащило“ вверх (благо и вес был минимальный). Поскольку экипаж этого не ждал, оба пилота стали отжимать штурвалы „от себя“, парируя рост тангажа. В это время самописцы зафиксировали непрерывный уход стабилизатора на кабрирование. Весьма вероятно, что один из пилотов, отжимая от себя штурвал, не заметил, что нажимает на гашетку стабилизатора, чем и привел его в движение. Противодействие штурвалами не помогло, у Ил-86 эффективность рулей высоты в два с лишним раза меньше эффективности стабилизатора, и стабилизатор „перевешивает“. Обычные процедуры уборки шасси и механизации усугубили положение: они дают хоть и небольшой, но пикирующий момент, и после уборки темп увеличения тангажа вырос. И только тут было сделано единственное разумное действие: уменьшена тяга двигателей. Рост тангажа замедлился, но стала падать и скорость. Так как колпачок аварийного управления стабилизатором не был открыт (открытие колпачка пишется в „черный ящик“ как разовая команда), можно полагать, что экипаж не успел разобраться в происходящем. И испугавшись падения скорости, двинули РУД до отказа на полную тягу, поставив тем самым самолет „на попа“. Дальше — неизбежное. На высоте 600 м самолет перешел в сваливание, на двух двигателях произошел помпаж (срыв потока с лопаток компрессора), и в неуправляемом парашютировании самолет упал в 100 метрах от БПРМ (ближнего приводного радиомаяка). Кстати, я с женой в тот день был на Речном вокзале, и когда мы ждали электричку на платформе Моссельмаш, видел столб густого черного дыма на севере. Тогда еще не знал, что это.

Dmitry Kolesnik

В первом посте я допустил неточность — включить в отчет версию с неисправным переключателем управления стабилизатором потребовал эксплуатант, а/к Пулково, а ОКБ им.Ильюшина согласилось с оговоркой „крайне маловероятный“. Точно воссоздать картину происшествия не удалось (от передней части самолета с кабиной экипажа почти ничего не осталось), а в речевом самописце не оказалось пленки. Так что все выводы по катастрофе сугубо вероятностные.

PS У меня с детства была привычка запоминать и записывать номера самолетов, на которых я летал пассажиром. И теперь я знаю, что 4 из них впоследствии разбились: Ту-104Б 42501, Ту-134 65951, Ту-154Б 85097 и... Ил-86 86060.

Я: Dmitry, Вы так все четко объяснили, спасибо! Я тоже подумала о том, что пустой самолёт должен вести себя иначе. Мы летали на практически пустом ИЛ-86. Ощущения не очень. Так случилось, что летели из того же Сочи и перед вылетом что-то с самолетом случилось. В итоге улетели вместо вечера утром в полупустом самолете (сначала отправляли детей, пожилых). Самолёт как будто изгибался весь. И рассаживали нас равномерно, да.

Dmitry Kolesnik

Александр, Выше подробно разбиралась катастрофа, в которой разбился Ил-86 86060

Шилов Александр

Dmitry, исходя из расшифровки экипаж отреагировал на увод стабилизатора на кабрирование спустя доли секунды. К сожалению, самописец не дает данных о том, с какой тангенты было вмешательство пилотов, равно как и в какую сторону: на пикирование, или на кабрирование...

Комиссией по расследованию разница во времени между началом увода стабилизатора на кабрирование и нажатием на тангенту членом экипажа было объяснено, как несовершенство регистрирующей аппаратуры...

Но этого сейчас не проверить, данные неофициальные, да и людей, в этом участвующих уже нет...

Dmitry Kolesnik

Шилов, то есть Вы допускаете вероятность самопроизвольного ухода стабилизатора на кабрирование при том, что кто-то из пилотов давил переключатель на пикирование? Гипотетически все возможно, практически же малореально. Ведь начало аварийной ситуации было положено еще до взлета, перестановкой стабилизатора для средней центровки, да еще с солидным запасом на кабрирование при пустом самолете с почти предельно задней центровкой. Одного этого достаточно, чтобы самолет начал самопроизвольно задирать нос и преждевременно отделился от ВПП, без участия пилотов. Еще интересно, пленки в МАРС БМ действительно ли не было, и почему.

Иван Иванов

Все советские самолёты были очень шумными. Но „Ил-86“ выделялся даже на этом весёлом фоне. Во времена СССР в Красноярске был такой аэропорт „Северный“. Прямо в центре города. И когда взлетал „Ил-86“ в лабораториях (я учился в СТИ) буквально пробирки падали с полок.

einherjar

Romer-1, а какой 154-й был, громкий! =)

Да, было дело, приходилось сидеть на вышке в начале ВПП в одном аэропорту, буквально над головой проходили и Ту 154 и ИЛ 62 и „европеец“ RJ 85 (он же BAe 146-200). Так вот последний был настолько тихим, несмотря на свои четыре двигателя — он один из немногих, которым разрешено работать в аэропорту Лондон Сити, в котором очень строгие ограничения по шуму. А вот когда над нами проходил 154-й, вышку трясло и мотало из стороны в сторону так, что нас чуть не сбросило с неё (высота вышки метров 12-15 примерно), приходилось держаться всеми четырьмя конечностями, плюс ещё оглохли ненадолго. =)

Да, 86-й был тише 154-го, но значительно громче RJ 85.

Марина Шевелева

НЕ надо писать всякий бред. Какое Дмитровское шоссе вокруг аэропорта от которого он удалился на те самые 200 метров. И причины падения совсем не в сваливании (это следствие) Охота билетиками похвастаться и на костях потанцевать?Лучше тогда на месте падения у установленного креста хоть цветы погибшим в годовщину положите.

lokomotiv

Марина, именно. Там от торца полосы километр-полтора максимум до места падения

Сергей

Летал несколько раз на ИЛ-86 в конце 80-х и начале 90-х, Москва — Норильск, Норильск — Москва.

Valentin Lednev

Вообще, насколько я знаю из ранее опубликованных источников, этот самолет просто перегоняли из Шереметьево в Пулково. И как писали, при обслуживании на земле перепутали провода, управляющие, кажется, перекладкой стабилизатора, в результате чего, при желании пилота уменьшить его угол атаки, он, наоборот, увеличивал. Пилоты это если и поняли, то поздно. Очевидно, что ранее, при пассажирских перевозках, стабилизатор управлялся правильно, и пассажирам ничего не угрожало. Поэтому воспоминание о тряске и еще каких-то эффектах — это просто „притягивание за уши“.

К сожалению, рассказ написан автором довольно путано, и поэтому не понятно, кто летел, кто не летел, когда-где летели „Стрелки“. и т.п.

В любом случае, катастрофа эта была следствием не производственного брака, не ошибки пилотов, а ошибки земного обслуживания.

И последнее: то, что этот тип самолета не погубил ни одного пассажира, это, конечно, хорошо, но называть его самым надежным — это математически некорректно: он слишком мало летал по сравнению с другими самолетами. К сожалению.

Удалённый пользователь

на этом рейсе походу весь российский шоу бизнес хотел лететь))

Алексей Автомонов

Диверсия!

Cherchi

Алексей, Только с какой целью? Лайнер сам по себе неэкономичный и более сложный чем западные аналоги, да и если бы была диверсия, я бы на месте диверсанта, сделал бы её на борту с пассажирами.

Роман В.

Довелось на нем полетать раз, ещё в бытность фирмы КрасЭйр. После 310 аэробуса ощущения те же, как в Жигулях после Рено

Вячеслав Вавер

„Это самый надежный самолет российского авиапрома.“ Действительно, самый надежный самолёт российского и советского авиапрома. Правда их выпустили всего 106 шт.(это ничтожно мало). Если сравнивать с ту-154, то их выпустили в 10 раз больше. Правда катастроф тоже больше, но они летают до сех пор. А ил-86 довольно обычный самолёт. Есть самолёты на много лучше, например Boeing 777. у него очень хорошая статистика по происшествиям. всего 2 авиакатастрофы(это всё равно чудовищно, но их сделали на много больше). А есть Airbus a340. Их выпустили 380 шт., но они не убили не одного человека. Вот это действительно хороший самолёт.

Сергей Мельников

„Вдруг самолет начал резко увеличивать скорость, что привело к росту угла атаки до критического.“

Вы серьезно? Рост скорости увеличивает угол атаки?

Денис

Что такое „отказ кнопки“??

Sergey Excellent

автор фуфло толкает насчет резкого увеличения скорости при взлете — это невозможно из-за инерции разгона движков с номинального на взлетный режим

Алексей Плотников

Увеличение скорости не может привести к увеличению углов атаки: это не истребитель, выполняющий ввод в горку или петлю Нестерова!

Татьяна Кукарина

Я летала на этом самолете в АДлер в 1987 году надо же про катастрофу узнала только что, охренеть, погибшим вечная память!

Talinka

Где в Ил-86, находится ряд 88 , указанный в посадочном талоне ? В самолёте, если мне не изменяет память, было только 46 рядов

Сергей Ф

KamyshnikovaAlexandra, 45 рядов.

Толстый диетолог.

Я много раз летал на нашем „аэробусе“. Отличный самолёт и по надёжности и по комфорту. Этот самолёт просто предали наши „реформаторы“ под давлением Боинг и Аирбас. Это их прямой конкурент. С понтом сильно шумный и неэкономичный. Что мешало поставить на него новые моторы? Нет же, нужно было уничтожить лучший в мире лайнер,что бы теперь мы летали не пойми на чём. Жаль...

Jeral do

Толстый диетолог., всю советскую авиацию предали наши реформаторы в угоду иномаркам, а теперь все вокруг пищат мол у нас не умеют делать самолёты.

Евген Краснодарский

Толстый диетолог, так вобщем-то так и сделали — сменили двигатели, заменили авионику и получился Ил-96, на котором летает Путин. Только всё равно победить Аирбас и Боинг не удалось... Он всё равно остался прожорлив из-за 4-х двигателей. Соотношение затрат на перевезённого пассажира очень далеко от аналогичного показателя „иномарок“. Поэтому АК и не встают в очередь за Илом.

Евген Краснодарский

Jeral, гражданские, к сожалению, так и есть — не умеют.

A Y

Евген Краснодарский, Не совсем так. Изначально на 96 должны были поставить куйбышевские двигатели НК-56, дававшие тягу 18тс. Однако, то ли из-за подковерных интриг, то ли из-за личной неприязни министра авиационной промышленности Силаева к генеральному конструктору Г.Новожилову, первый распорядился ставить на 96-й пермские двигатели ПС-90, изначально предназначавшиеся для ТУ-204 и выдававшие тягу 15тс. В результате всю конструкторскую документацию по самолету пришлось перерабатывать, из-за недостатка тяги снижать взлетный вес, сокращая пассажировместимость вместе с длиной фюзеляжа, который получился сильно короче, чем изначально на ИЛ-86. В результате такой „огрызок“ сильно потерял в топливной эффективности, сильно уступая „иномарочным“ широкофюзеляжникам, тому же Б-747-100, 747-200, 747-300. По сути, он являлся аналогом Б-747-SP, такому же огрызку с коротким фюзеляжем и длинным килем, который у Боинга откровенно не пошел. В КБ Ильюшина прекрасно понимали ситуацию и параллельно переоборудовали один из ИЛ-96-300 в ИЛ-96-400 с удлиненным фюзеляжем с американскими двигателями P&W. И этот проект получил бы развитие, но сначала падение пассажироперевозок после развала СССР, затем затянувшийся процесс сертификации, затем кризис 1998-го добили этот проект... Сейчас волевым усилием ИЛ-96-400 снова сдвинули с мертвой точки, но... время четырехдвигательных широкофюзеляжников безнадежно ушло. Во всем мире уже давно летают дальнемагистральные самолеты на 300-400 пассажиров на двух двигателях: А330, А340, A350, Б-777, Б-787. Нужен ли сейчас ИЛ-96-400? Безусловно, нужен. Пускай он уступает по экономической эффективности в коммерческой эксплуатации, но есть ниши, где применение „иномарок“ неприемлено, например в Специальном летном отряде.

kvnemo

Alexey, как написано „огрызок“ с длинным килем делается не из-за конструкторской ошибки, а именно потому, что чтобы управлять самолётом в поперечном канале при относительно „недлинном“ фюзеляже, нужна площадь киля значительно больше (уравнение момента сил). С аэродинамикой спорить не надо.

ВАСИЛИЙ СТОЛЯРЧУК

Прекрасный самолёт!!! Я практически прожил свою жизнь в Норильске 34 года , (куда можно только самолётом долететь) летал на Ту-154, потом появился Ил-86 самолёт супер красава. Очень жаль что его „убрали“. А сейчас летаем на „металлоломе“, типа Боинга, Аэрбасса. Уважуха Владимиру Владимировичу Ильюхе не изменяет.

Белянин Антон

Alexey, А340 — 4 движка. Остальное — согласен!

Дмитрий Павлов

Белянин Антон, А340 очень мало летает. И выпущено их в несколько раз меньше чем однобазных 330х.

777 и 380 уже двухпалубные.

alexey bryzgalov

Толстый диетолог., Этот летающий сарай никогда не был конкурентом ни Боингу, ни Эйрбасу. Он, вообще, был вне конкуренции и, поэтому, оказался никому не нужным, даже чартерам во всякие Турции-Тунисы и Египеты. На чём основаны ваши утверждения насчёт надёжности и, особенно, комфорта?

Андрей Шмаров

Евген Краснодарский, Но Airbus A-340 никто же не хоронит из-за 4х двигателей.

einherjar

Alexey, однако, А340 летает на четырёх двигателях. =)

Тимофей Астахов

Андрей, хоронят. И А-380 тоже хоронят

metadata printing

Евген Краснодарский, ерундой не болтайте, у него 4 двигателя но он и пассажиров везет больше, а авиакомпании за ним не встают в очередь просто потому что ваши банки (которым помогали из казны) не дают денег на лизинг российской авиатехники )

кроме того техобслуживать за откат за рубежом лучше, и квалифицировать персонал тусуясь там при этом

burukinphoto

Евген Краснодарский,

как сложно сделать на базе отличного планера и авионики двухмоторный широкофюзеляжник. Это не нужно никому из тех вурдалаков, кто отвечает с авиацию в России.

Андрей Тим

Лучший в Мире Планер, американцы продолжали бы выпускать, как 737 , уже бы в 9-10 поколении, устроили бы композитные крылья, и движки бы наращивали с большей тягой и тише, не говоря уже про авионику и цифровизацию. Никогда не поздно достать из под сукна чертежи ...и начать снова, но не с этими управленцами, псевдопатриотами ...

einherjar

Иван, ну так, кто же запрещал модернизировать его и даже переделать в двухдвигательный? Ах да, перестройка, экономия на всём и просто обнищание государства... Эйрбас ведь смог переделать четырёхдвигательный A340 в двухдвигательный A330, а мы не можем... Да, своих двигателей такой мощности, возможно, не могли найти... А если парочку от Руслана/Мрии? Д-18Т имеет почти вдвое большую тягу, чем НК-86А на 86-х, при этом, имеет более низкий расход топлива. Да, сейчас могли бы быть сложности с обслуживанием двигателей, ведь ЗМКБ «Прогресс», ныне ГП «Ивченко-Прогресс», находится в государстве, отношения с которым непростые, но ведь справляются же с обслуживанием Русланов.

Андрей Тим

Иван, я на нём,как пассажир, пролетал не менее 1000 часов на линии Мин-Воды -Москва, а позже Москва -Анталия-Хургада-Шарм. Летали, реально. как на Икарусе-250 в исполнении»ЛЮКС". Однажды довелось в Хургаду на 747-трансаэро, а обратно на 86-РуссскоеНебо (ресурсы долетывали). Сравнение по комфорту было не сторону 747го. А уж про двери и трапы- подавно. Никто не повторит. А курортным А/портам Турции и Египта надо купить 86е на ПАМЯТНИКИ, именно им они обязаны своим Развитием. Я помню, как 1996 году Ил-86 прилетел в Хургаду. Выход пешком под навесы и вклейка визы и штамп, тележечки с контейнерами за ворота вывезли -выдали багаж. Трапов НЕ БЫЛО,вернее были, но не для нашего борта (не подходили), да они ему и не нужны были. Обратно : 350 персон вошли в коробочку аэропорта и ВСЁ ВСТАЛО. Потом они быстро сляпали ШАТЁР, из которого уже 13 бортов отправляли одновременно, а в декабре 2002 сразу 9 Илов-86 «Сибири», когда в Шарике снег валил, а мы его в Хургадянщине 8 часов пережидали. Низкий поклон 86му ИЛУ. Самый людячий самолёт. Аналог комфорта ощутил только в Автобусе Мерседес-Джамбо.

Сергей Чумак

Летал. Москва-Сухуми. Великолепная машина. Весь полет- как дома на диване.

Димитрий

Видел эту проводницу неоднократно на 3 перроне. Продолжала летать уже в ГТК Россия. На телеканале ТНТ в битве экстрасенсов, 1 сезон, есть сюжет с ее участием, посвященный 86060.

Мария Анашина

Я живу недалеко от Шереметьево. И видела эту авиакатастрофу, до сих пор хорошо помню тот день. Огромный столб дыма над лесом. Потом долго снилось, что самолёт падает на наш поселок или на поле рядом и я бегу спасать людей.

Русским по-белому

Вряд ли ИЛ-86 был самым надёжным. Не надёжнее остальных.

Их всего было выпущено чуть больше ста — считай ничего. Отсюда и такая хорошая статистика. Было выпушено сто самолётов. Это очень и очень мало. Соответственно и вероятность что с сотней самолётов что-то произойдёт за длительный период времени сильно меньше чем с тысячей.

И у самолёта нет понятия «новый-старый». Есть понятие лётной годности.

Сейчас и тридцатилетние самолёты летают.

То, что в «святые» девяностые и начале двухтысячных экономили на всём — это и так известно.

Я: Русским по белому, спасибо за мнение. Мы летели как-то на Ил-86 из Сочи, могу сказать, что он был потрепанный сильно. Визуально прямо нехорошо выглядел и внутри и снаружи. 1998 год, кажется, был. Просидели тогда всю ночь на лавочке в ближайшем сквере в ожидании вылета. Аэрофлот тогда не отличался клиентоориентированностью, надо сказать. Ни воды, ни питания, ни предоставления гостиницы не было. Информации тоже не было) Как их тогда обслуживали, эти самолеты...? Риторический вопрос. Качество производства на годы, наверное, и держало их в строю.

Если вот этот фильм «Шизофрения» посмотреть, то там показан именно этот борт. Ну прямо не новый он, уж извините. А это еще середина 90-х.

Petr Burkov

Русским по белому, согласен. статистика годится только в сравнении с числом взлетов посадок. Если самолет не летает то он не падает...

Николай Ларин

My secret places blog, Хороший самолет. Летал ими по маршруту Мин-Воды — Ленинград, Мин-Воды — Москва, начиная с 1987. В начале девяностых Москва — Лондон -Москва. На этих бортах никогда даже мысли не было о чем-то плохом. Полеты проходили незаметно, что лично для меня самое лучшее. Нос уткнут в иллюминатор, прекрасные виды Планеты и неба!

Светлана М.

Николай, а Вы как определили, что он хороший? Кресла удобные, звук двигателей приятный, стюардессы симпатичные, вид из окна красивый или ещё какие-то Ваши личные критерии, которые, конечно, однозначно говорят о замечательном качестве и надёжности данного типа лайнеров?

kvnemo

Русским по белому, дело не в количестве выпущенных самолётов (конкретно данного типа). надо признать удачную компоновку салона, фюзеляжа, эффективность рулевых поверхностей, в целом эргономику самолёта. А вот сделано их было мало как раз потому, что настала эпоха передела всего. И человеческой сути в первую очередь.

Русским по-белому

Вадим, насчёт удачной компоновки салона — над средними рядами не было багажных полок.

Эффективность — максимальная дальность полёта в 3800км и пассажировместимость до 350 человек.

Параллельно уже был Boeing 747-300, способный летать на 12400км и возить пол тысячи пассажиров.

Конструктивно самолёт был хорош — не спорю. Но не было для него в то время подходящих двигателей.

Ivan Kolupaev

Спасибо за информацию. Горькая трагедия... Буквально вчера написал о старой авиакатастрофе компании Дельта. Но там проблема была в погодном явлении, которое прозвали «невидимый убийца». С ним разобрались, и от этого самолеты больше не погибают...

Маргарет

в 1991 году летела этим самолетом из Москвы во Владивосток. полет длился 8 часов, без посадок. комфорт был на высоком уровне, можно было гулять по салону, спуститься со второй на первую палубу. достойный был лайнер. сейчас летаю изредка на эрбасах и боингах — проходы узкие, ноги при моем росте 168 см не вытянуть. поменяли достойный самолет на зарубежную рухлядь.

Руслан

Margarita, Тогда так летали Ил-62. Ил-86 без посадки до Владивостока не дотягивал. Я летел в 93 из Кневичей до Домодедово и на рейсе был Ил-62.

Феоктиста Эклер

Мне тоже очень нравился этот самолет. Удобные сидения, салон. Было непонятно куда он пропал.

Senrink

На отрывном талоне дата 26 июля, Москва-Сочи, и что? Где обратный билет, на 28 июля?

Я: Kosenkova, Не нашла, возможно, выкинут был. Это был зафрахтованный компанией рейс: в Сочи летел 26/07, а назад через два дня.

Константин Несмеянов

У ил 86 в задней части всегда трясет. Летал на таком в Турцию, было очень некомфортно. Причем не просто «трясет», а как бы падает задняя часть но подскакивает потом на «кочках». Всю дорогу так. Неприятное ощущение. Наверное на вихрях от двигателей так происходит. Что ни говори, не самое выдающееся слово в авиастроении.

Silvio

«Вдруг самолет начал резко увеличивать скорость, что привело к росту угла атаки до критического».

Интересно, каким образом увеличение скорости может привести к увеличению угла атаки?

Зачем писать о том, в чём ни черта не понимаешь?

И как вибрация может привести к сваливанию, тоже интересно было бы узнать...

Благодарю Анатолия Бурцева за любезно предоставленное разрешение на публикацию последней фотографии самолета, сделанной в день крушения.

*В статье использованы материалы открытых источников, центральных СМИ и личные воспоминания. Я выразила здесь свое мнение, которое может не совпадать с мнением других. Заранее приношу извинения, если кому-то неприятны мои слова.

Можно также почитать и посмотреть:

Интервью с Ариной Виноградовой:

https://www.kp.ru/daily/22602/19354/

Видео с места катастрофы. Репортаж 1 канала:

https://www.1tv.ru/news/2002-07-28/264717-hronika_katastrofy_samoleta_il_86_v_moskovskom_aeroporte_sheremetievo_1

Text.ru - 100.00%