Музей Коньяк-Жэ (Musée Cognacq-Jay)

Данная статья информационно-познавательная и не является рекламным объявлением.
Все ссылки и упоминания брендов в статье размещены на безвозмездной основе.

Если вы хотите перенестись в эпоху рококо и позднего барокко и побывать в старинном особняке французской знати, то обязательно посетите Донон (Hotel Donon) в великолепном квартале Маре, некогда принадлежавший владельцам легендарного парижского универмага La Samaritaine.

Музей Коньяк-Жэ — жемчужина эпохи рококо в центре Парижа

Теодор-Эрнест Коньяк и Мари-Луиза Жэ

Теодор-Эрнест Коньяк (1839—1928) и его жена Мари-Луиза Жэ (1838—1925) завещали богатейшую коллекцию картин, фарфора, мебели, а также пастели, ювелирные изделия, рисунки и другие произведения искусства Франции.

В 1928 году после смерти Эрнеста вся эта красота досталась городу. Здесь можно найти «Мистера Хоупа» работы Генри Боуна, портрет дочери мадам де Помпадур Друэ, «Сладкое пробуждение» Буальи.

В коллекции также представлены роскошные полотна Шардена, Фрагонара, Буше, Ватто и других французских мастеров XVIII века.

Говорят, что сам Эрнест Коньяк не был ценителем искусства, собирал коллекцию, чтобы иметь определенный статус в обществе того времени. Коллекция же, несмотря ни на что, получилась очень интересная и дает отличное представление о быте и вкусах высшего общества Парижа эпохи Просвещения.

История возникновения музея Коньяк-Жэ

Музей открылся в 1929 году. В 1990 году коллекция переместилась в Отель Донона — отреставрированный особняк времён Генриха II, построенный Медериком де Дононом, королевским бухгалтером и родственником Марии Медичи. Отелями, кстати, во Франции называли дома.

Экспозиция располагается на четырёх этажах, декорированных в стиле Людовика XV и Людовика XVI (скорее Марии-Антуанетты) и содержит более 1200 предметов, среди которых картины, рисунки, скульптуры, мебель, предметы быта, керамика. Можно хорошо прочувствовать эту эпоху, перенестись во Францию на пороге Великой революции, с непомерной роскошью и расточительством, невероятными нарядами и высокими прическами, обилием завитков и изгибов, мелких деталей. Временами начинает казаться, что «рококо» и есть безвкусица и китч с его нимфами, амурами, пастушками и наядами, но все-таки побеждает его легкость, игривость и изящество. А если вспомнить, какое влияние стиль рококо («мелизмы») оказал на музыку (в будущем найдет отражение в произведениях Моцарта, Гайдна), то начинаешь понимать, что все не зря, все правильно — это настоящая революция в искусстве.

Musee Cognacq-Jay
Portrait de Marie-Louise de Robien / Marie-Louise-Elisabeth Vigée-Lebrun (1755—1842); 1774

Обратите внимание на то, как художники XVIII века выписывали кружева, драгоценности и ткань. Какое потрясающее владение кистью! Портреты столь реалистичны, порой кажется, что дамы вот-вот сойдут с полотен в зал.

Это эпоха, когда высшее общество захотело камерности и перенеслось из помпезных залов Версаля времен Людовика XIV в небольшие уютные салоны и гостиные. Здесь можно было обсудить последние светские новости, посплетничать и пофилософствовать, послушать великолепную оперную арию под клавесин, виолу, скрипку и флейту, устроить небольшой бал (ведь это эпоха бурре, паспье и менуэта!).

Выставка «Поколение революции — французские рисунки из музея Фабра»

На первом этаже мы посетили интересную временную экспозицию, посвященную рисунку «Поколение революции — французские рисунки из музея Фабра», 1770—1815 годы. Выставка, посвященная коллекции рисунков французских художников в период революции, проходила с 16 марта по 14 июля 2019 года и мы смогли на нее попасть.

Musee Cognacq-Jay

Когда вспыхивает французская революция, созревает целое поколение художников-новаторов, большинство учеников знаменитого художника Жака-Луи Давида. Этот критический период, который разрушает политические и социальные устои в обществе, несет в образ жизни людей и их творчество глубокие изменения. Одни присоединяются к борьбе, другие просто пытаются выжить в новой реальности. Стремление к идеальной жизни, социальному равенству и справедливости, а также крах монархии побуждают таких художников, как Давид, черпать вдохновение в античной истории.

Коллекция рисунков музея Фабра в Монпелье заставляет глубоко переосмыслить жанры и стилистические движения от неоклассицизма до предромантизма. В экспозиции 80 рисунков, в том числе, некоторые были представлены впервые. Вот только некоторые имена: Анн-Луи Жироде-Триозон, Пьер-Поль Прюдон, Франсуа Жерар, Франсуа-Ксавье Фабр…

Полезная информация:

Музей находится в квартале Марэ, ближайшие станции метро — Saint-Paul (L1), Chemin-Vert (L8), Rambuteau (L11).

Адрес музея: 8 rue Elzévir, 75003 Paris
Телефон: 01 40 27 07 21

Время работы: вторник — воскресенье, 10:00 — 18:00. Закрыт по понедельникам и государственным праздникам.

Вход в музей: бесплатный (на постоянную экспозицию).
Не подходит для лиц с ограниченными возможностями.