Буквально в двух шагах от Hotel de Ville (или печально известной бывшей Гревской площади) расположен квартал Бобур, где можно найти уютные кафе и галереи. Здесь расположено еще одно скандальное здание Парижа – Музей современного искусства Центр Жоржа Помпиду (или Национальный центр искусства и культуры Бобур).

Здание Центра Жоржа Помпиду

Пройти мимо этого здания невозможно, оно действительно сильно контрастирует на фоне классических парижских улочек. Фасад из стекла и бетона будто вывернут наизнанку и весь прошит огромными разноцветными трубами, эскалаторами, лестницами. Трубы раскрашены в красный, белый и синий цвета и несут не просто дизайнерскую нагрузку, а обеспечивают функционирование всего этого огромного здания. Разные цвета у конструкций также не просто для красоты, это цветовой код функциональности. Зеленый цвет – водопроводные трубы, красный – эскалаторы и лифты, синий – вентиляция, желтый – электропроводка, металлические балки – несущие конструкции здания.

Интересные факты:

  • В здании более 10 уровней, площадь каждого этажа 7 500 м2
  • 12 210 м2 — площадь экспозиции Музея современного искусства
  • 5 900 м2 — площадь временных экспозиций
  • 2 кинотеатра (на 315 и 144 места)
  • Пространство для перформанса (384 мест) и зал для проведения лекций (158 мест)
  • Площадь читальных залов библиотеки — 10,400 м2 (Bpi), рассчитана на 2 200 читателей
  • 2 600 мпринадлежит библиотечному фонду (the Kandinsky library)

Площадь Игоря Стравинского

Окружение Центра Помпиду также соответствует состоянию вызова классическим устоям. Здесь все напрашивается на скандал, начиная от настенной живописи, заканчивая площадью Стравинского с южной стороны с безумными скульптурами из полистирола, изрыгающими водные фонтанчики под аккомпанемент гениального композитора. Фонтан Стравинского работы швейцарского архитектора Жана Тингели и его жены, французской художницы Ники де Сент-Фаль был построен в 1983 году. Всего скульптур 16, это мобили, находящиеся в движении. Мне они очень напомнили скульптуры Жоана Миро, явно наблюдается его влияние. Здесь какие-то фантастические животные, изображения губ, музыкального ключа, металлические, абсолютно космические изваяния непонятных форм. Все эти творения являются иллюстрацией на произведения замечательного композитора Игоря Стравинского, очень любимого во Франции. Здесь и «Весна Священная», и «Жар-птица», и «Байка про Лису».

Церковь Сен-Мерри

На площади также можно увидеть стену с граффити, которая
примыкает к красивейшей старинной церкви Сен-Мерри. История церкви уходит
корнями аж в VII век! В VIII веке здесь был похоронен Святой Медерик, который был аббатом
монастыря Сен-Мартен в Отене. Церковь названа в его честь. Нынешний вид эта
красивая готическая церковь приобрела в 1552 году. Здесь также находится один
из самых старых колоколов Парижа – 1331 года. Сюда любили приходить итальянские
банкиры.

Церковь Сен-Мерри

Центр Помпиду

Вернемся в Центр Помпиду. Молодежь тусуется здесь по вечерам, а туристы со всего мира оккупируют это место в течение всего дня. Кто-то изучает граффити на стенах, ищет мышку Бэнкси на трубах Помпиду, а кто-то прогуливается по ближайшему огромному торговому центру Forum Les Halles, бутикам на соседних улочках с модными молодежными брендами, а также просто прожигают время в кафешках напротив. У Центра Жоржа Помпиду всегда можно послушать местных певцов и музыкантов, посмотреть на циркачей и мимов. Здесь по-быстрому не получится точно. Признаюсь, на Лувр мы потратили несколько часов, а здесь мы провели целый день.



Booking.com

Идея создания Музея современного искусства пришла в голову президенту Франции Жоржу Помпиду, в честь которого он и был назван потом. Жорж Помпиду был большим ценителем искусства и внес огромный вклад в развитие культуры и искусства столицы. Вспомнить хотя бы музей Орсе. Центр был построен архитекторами Ренцо Пиано, Ричардом Роджерсом и Джанфранко Франкини. Открыт 31 декабря 1977 года. К сожалению, сам Жорж Помпиду (умер в 1974 г.) не дожил до открытия своего детища. В конце 90-х годов XX века центр закрывался на несколько лет на реставрацию. Теперь здесь все продумано до мелочей! Интерьеры можно очень быстро перестраивать под новые временные выставки, а также мероприятия, интерактивные экспозиции, инсталляции и даже перформанс.

Эскалатор с великолепным видом на окрестности

Центр Жоржа Помпиду не просто музей – это огромное просветительское пространство с несколькими этажами, посвященными современному искусству, с бесценными экспозициями живописи, скульптуры, дизайна, а также это огромная бесплатная библиотека, насчитывающая миллионы томов, где очень любят заниматься студенты, сидя на мягком ковролине, кинозалы «Синематека», студии, творческие мастерские, детская студия, музыкальные центры. Сегодня собрание Музея современного искусства насчитывает более 100 тысяч экспонатов, созданными 5 тыс. мастерами: живопись, предметы дизайна, инсталляция, фотография, скульптура и многое другое.

В Национальном музее современного искусства представлены также такие направления искусства как фовизм, сюрреализм и кубизм.

На нулевом уровне можно провести несколько часов в книжном магазине, где собрано огромное количество великолепных красочных книг по архитектуре, дизайну, живописи, графике, а также есть художественная литература на разных языках. Уйти с пустыми руками отсюда практически невозможно. Сувениры тоже есть и очень красивые.

Книжный магазин

Немного практической информации:

  • — Приходить в Центр лучше к самому открытию, так как очередь с утра не такая большая и очень быстро движется.
  • — На нулевом уровне есть сувенирный и книжный магазин, туалет, гардероб, пространство для отдыха. Книжный магазин лучше посетить после музея.
  • — Одежду лучше сдать в гардероб.
  • — Не убирайте билеты далеко и не выкидывайте, так как вам придется прикладывать их на каждом этаже (например, для того чтобы посетить временные выставки).
  • — Билеты можно купить онлайн по ссылке ниже и пройти в Центр без очереди.

Text.ru - 100.00%

План Центра Помпиду:

Схема Центра Помпиду (источник: сайт Музея)

Начните посещение Центра с самого верхнего этажа, поднявшись
на эскалаторе. На самом высоком уровне открывается потрясающий вид на весь
Париж. Он признан одним из самых красивых. Соглашусь на 100%!

Если проголодались, то на крыше есть ресторан и кафе, которые стоит посетить просто из-за открывающегося вида! (Информация ниже в статье)

С крыши спускаемся на 5 этаж.

4 и 5 этаж Центра – это постоянная экспозиция. На 4 этаже представлено современное искусство, а на 5 этаже можно ознакомиться с искусством 1905 — 1960-х годов. На 1 и 6 этажах проводятся крупные временные выставки, а 1, 2 и 3 этаж – библиотека. Подземное пространство «Форум» – кинозалы, творческие студии.

УРОВЕНЬ 6. Временная экспозиция — FRANZ WEST

Когда мы были в Центре Помпиду, проходила выставка современного австрийского художника-авангардиста Франца Веста (Franz West) (1947—2012), последователя протестного арт-течения активизм. Вест в начале 70-х годов стал известен благодаря серии миниатюрных скульптур под названием «Adaptives». Позже появились масштабные яркие работы и несколько провокационные скульптуры и инсталляции, а также предметы интерьера, в том числе огромные диваны и кресла.


Вест участвовал в выставках по всему миру, выставлялся во многих ведущих музеях современного искусства. Его творчество скандально и может быть непонятным для большинства, как все революционное. Вот некоторые его работы:

УРОВЕНЬ 5. 1905 -1960 годы

На этом уровне вы задержитесь надолго! Ведь здесь представлены работы великих художников XX века Матисса, Пикассо, Модильяни, Брака, Кандинского, Леже, Миро, Сони Делоне, Джакометти, Дюбюффе и многих других. Большая часть экспозиции посвящена кубизму. Собственно, мы и попали на тематическую выставку «Кубизм».

КУБИЗМ или
«bizarreries cubiques»

Английский искусствовед Эрнст Гомбрих определил истоки кубизма в своей работе: «В одном из писем Сезанн рекомендует молодому художнику рассматривать натуру как совокупность простых форм — сфер, конусов, цилиндров. Он имел в виду, что эти базисные формы необходимо держать в сознании как организующее начало картины. Пикассо и его друзья восприняли совет буквально».

В кубизме можно выделить несколько этапов: сезанновский, аналитический и синтетический

Сезанновский кубизм

Paul Cezanne
Cinq baigneuses, 1885—1887

Именно Сезанн первым намеренно исказил перспективу, упрощая свои работы до геометрических фигур и нечетких объектов.

Вид на Париж

Кубизм возник в период 1905—1907 годов и ассоциируется с работами Пабло Пикассо и Жоржа Брака.

Термин «кубизм» появился в 1908 году, после того как Анри Матисс, увидев картину «Дома в Эстаке», написанную Жоржем Браком в 1908, крикнул: «Что за кубики» (фр. bizarreries cubiques).

«Если ты стремишься изучать искусство, то изучай кубизм»

К. С. Малевич


Из названия понятно, что этот период развития и появления направления кубизм связано с именем художника Поля Сезанна. Классическое представление о предметах и человеческих фигурах и лицах уходит в прошлое. Объекты предстают в виде геометрических фигур и форм, видно влияние африканской культуры, люди на картинах превращаются скорее в истуканов с ритуальными масками вместо лиц. Изменение касается и цвета. Объекты на картинах окрашиваются в теплые оттенки и появляется холодный фон.

Как ни странно, художники начали разочаровываться в импрессионизме и отвергать состояние мимолетности и солнечности в своих работах. Первопроходцем среди других импрессионистов в новом направлении живописи стал Поль Сезанн. Он был очень увлечен формой и светом. Искал новые сочетания и вариации. Эксперименты привели к появлению абсолютно новой живописи, где все объекты вписывались в геометрические формы и фигуры. Друзья и единомышленники Пабло Пикассо и Жорж Брак пошли еще дальше и разложили изображения на полотнах на геометрические кубы, создав абсолютно новую реальность, недоступную для понимания большинства ценителей искусства. Поймут их позже и эти картины будут стоить баснословные деньги. Так и появился Кубизм.

Paul Cezanne
Портрет женщины с кофейником, 1895
Paul Cezanne
Portrait d'Ar broise Vollard, 1899

Paul Cezanne
La Table de cuisine (Nature morte au panier), примерно 1888—1890

Пабло Пикассо

Центральное место в экспозиции отдано, конечно, Пабло Пикассо, который мастерски владел техникой кубизма. В Музее можно ознакомиться как с его живописью, так и с интереснейшими аппликациями и коллажами из бумаги.

Символом кубизма несомненно является Пабло Пикассо, а первой кубистической картиной, шокировавшей все художественное общество Парижа, становится полотно «Авиньонские девицы», написанное Пикассо в 1907 году. Посетив однажды музей Трокадеро, Пикассо был настолько сильно потрясен африканским искусством, особенно ритуальными масками с уродливыми застывшими гримасами, что писать по-прежнему он больше не мог. «Авиньонские девицы» — это, конечно, еще не совсем кубизм, который мы увидим позже, но поворотный момент в искусстве начался именно с этой картины.

«Эти уродливые лица застыли в ужасе, наполовину превратившись в маски»
Андре Сальмон

Pablo Picasso
Авиньонские девицы, 1907

Друзья Пикассо пришли в его бедную квартиру на Монмартре и были абсолютно потрясены увиденным. Только Аполлинер заявил, что это настоящая революция в искусстве. Позже между ними произойдет некрасивая история и они перестанут общаться. Аполлинер будет называть Пикассо, разговаривая с другими, просто «Х»...

Гертруда Стайн, которая сыграла решающую роль в дальнейшей творческой судьбе художника, повлияла на его мировоззрение, также ахнула и не поняла его произведение. Кто-то просто засмеялся в полной растерянности, не найдя слов. Друг Анри Матисс посчитал, что Пикассо поиздевался над его идеями и был в ярости от увиденного, даже угрожал. Жорж Брак просто сказал: «Зрелище производило такое впечатление, как если бы кто-то пил керосин и выдыхал огонь», но позднее Брак станет самым главным последователем идей Пикассо и примет все его начинания.

Pablo Picasso
Buste de femme, зима 1906—1907
Наброски к картине «Авиньонские девицы»
Картина «Авиньонские девицы» 1907 года хранится в музее Нью-Йорка
Pablo Picasso
Мать и дитя, 1907
Pablo Picasso,
Tete de femme, лето 1907
Pablo Picasso
Portrait de Gertrude Stein, 1905—1906

Хотелось бы сказать несколько слов о знакомстве Пикассо с Гертрудой и Лео Стайн, которое полностью изменило его жизнь и творческую судьбу. Гертруда позировала Пикассо, но картину как будто сглазили — ничего не получалось абсолютно! В итоге он просто закрасил голову на полотне и впал в полное отчаяние. Он не мог писать по-прежнему, ему нужен был какой-то толчок к переменам. Было больше вопросов, чем ответов, в его голове шла большая мучительная работа и борьба.

Пикассо все бросает и отправляется с Фернандой Оливье отдыхать в родную Испанию. Отдых пошел на пользу Пикассо и произошла настоящая перезагрузка, после чего, возвратившись в Париж, он пишет портрет Гертруды Стайн буквально за сутки.

«Я была довольна портретом и до сих пор вижу на нем себя, это единственная моя репродукция, на которой я кажусь похожей сама на себя"

Гертруда Стайн

Pablo Picasso
Trois figures sous un arbre, Paris, зима 1907—1908

Pablo Picasso
Paysage aux deux figures, Paris, осень 1908

Pablo Picasso
Pains et compotier aux fruits sur une table, 1908—1909
Pablo Picasso
La Femme au pot de moutarde, 1910
Pablo Picasso
Femme assise dans un fauteuil, 1910
Pablo Picasso
La liseuse, 1920

Pablo Picasso (1881—1973)
La Muse, 21 января 1935

Pablo Picasso
Femmes devant la mer, 16 февраля 1956

Georges Braque
La Roche-Guyon, лето 1909
Посетители выставки
Georges Braque
Broc et violon, 1909—1910

Henry Valensi
Moscou la sainte, 1912

Amedeo Modigliani
Tete de femme, 1912
Amedeo Modigliani (1884—1920)
Gaston Modot, 1918

Синтетический кубизм

Хуан Грис впервые обращается к синтетическому кубизму в 1911 году. Это направление посвящено конструированию объектов, особой эстетике. Для этого используются фактурная поверхность, разнообразные линии и фантастические узоры. Сначала художники использовали в своих работах материалы из бумаги и папье маше, чтобы создавать аппликации и инсталляции, но затем отошли от этого, посчитав, что можно обойтись без бумаги.

Fernard Leger
La femme en bleu, 1912
Georges Braque
La Guitare Statue d'epouvante, ноябрь 1913
Pablo Picasso
Guitare, январь—февраль 1914
Henri Laurens
Clown, 1915
Fernard Leger
Le Reveil-matin, 1914
Pablo Picasso
Arlequin et femme au collier, 1917
Pablo Picasso
Portrait de jeune fille, июль—август 1914
Pablo Picasso
Homme a la pipe, Париж, весна 1914
Александр Архипенко
Голова женщины на столе, 1916

Соня и Роберт Делоне

Работы украинской художницы Сони Делоне просятся на ткань и подиум! Картины ее невозможно пропустить. Они цепляют с первой минуты и остаются в памяти навсегда. Так ярко, мягко и красиво ложится ее кисть на полотно. Такое нереальное сочетание цвета и формы!

Sonia Delaunay
Le Bal Bullier, 1913

Sonia Delaunay
La Prose du Transsiberien et de la petite Jehanne de France, 1913
Sonia Delaunay
Фрагмент картины
Robert Delaunay
L'Equipe de Cardiff, 1912—1913


Sonia Delaunay (1885—1979)

Sonya Delaunay
Prismes electriques, 1914
Sonia Delaunay (1885—1979)
Sonia Delaunay (1885—1979)
Rythme, 1938
Sonia Delaunay (1885—1979)
Jeune Finlandaise, 1907

Аналитический кубизм

Этот период характеризует хаотичность форм, стирание границ, мягкий переход цвета, пространство и форма взаимодействуют между собой как результат аналитического этапа развития кубизма.

Albert Gleizes
Le Chant de guerre, 1915
Francis Picabia
Udnie (Jeune fille americaine; Danse), 1913

Марк Шагалл

Marc Chagall
Les Portes du cimetiere, 1917
Marc Chagall
A la Russie, aux anes et aux autres, 1911

Представители направления «Кубизм» / Приглашения на выставки художников

Анри Матисс

Кстати, Гертруда Стайн была виновницей знакомства Пабло Пикассо и Анри Матисса. Она была большой поклонницей обоих и даже написала в честь их дружбы рассказ «Матисс, Пикассо и Гертруда Стайн». Оба гениальные и такие разные! Абсолютные антиподы, как Север и Юг!

Henri Matisse
Luxe, calme et volupte, 1904


Henri Matisse, Jeannette IV, 1911, бронза
Henri Matisse
Interior, bocal de poissons rouges, весна 1914

Henri Matisse (1869—1954)
Henri Matisse (1869—1954)
Portrait de Greta Prozor (fin 1916)
Henri Matisse
Nu couche I, 1907
Наталья Гончарова (1881—1962)
Город, 1911
Михаил Ларионов (1881—1964)
Весна, 1912
Экспозиция Музея Люксембурга (1935 год) — откуда пошел будущий Музей Современного искусства

Andre Derain (1880—1954)
Nature morte aus oranges, 1931

Посетители выставки

Fernard Leger (1881—1955)
Les grands plongeurs noirs, 1944

Василий Кандинский

Другой гений Василий Кандинский был основоположником абстракционизма, воплотив фантастические образы, он создал космические композиции, настоящую геометрию, играя с разными цветами и фигурами. Четкость и перфекционизм, сопротивление классическим канонам и признанным восприятиям. Картины Кандинского завораживают и гипнотизируют. Он действительно не похож ни на кого из своих современников. Не зря коллекционеры и ценители современного искусства охотятся за его творениями.

Василий Кандинский (1866—1944)
La Ligne blanche, июнь 1936

Василий Кандинский (1866—1944)
Im Grau, 1919

Василий Кандинский (1866—1944)
Accord reciproque, 1942

Василий Кандинский (1866—1944)
Improvisation XIV, 1910

Василий Кандинский (1866—1944)
Impression V (Parc), 1911

Василий Кандинский (1866—1944)
Bild mit rotem Fleck, 25 февраля 1914

Василий Кандинский (1866—1944)
Trente, 1937

Василий Кандинский (1866—1944)
Gelb-Rot-Blau, 1925
Василий Кандинский (1866—1944)
Entassement regle, 1938
Василий Кандинский (1866—1944)
Deux points verts, 1935
Василий Кандинский (1866—1944)
Auf Spitzen, 1928

Уровень — после 1960 года.

В музее можно ознакомиться также с фотографиями, книгами,
афишами, оригинальными дизайнерскими инсталляциями, видео-артом. Есть и довольно
спорные проекты и скандальные творческие эксперименты, но ничто точно не
оставит вас равнодушными.

Bernard Requichot (1929—1961)
Traces graphiques, 1958

Arman (1928—2005)
Chopin's Waterloo, 1962
Yves Klein (1928—1962)
ANT 76, Grande anthropophagie bleue, Hommage a Tennessee Williams, 1960

Cy Twombly (1928—2011)
Achilles Mourning the Death of Patroclus, 1962

DAU  в Париже или другое кино

Зимой 2019 года бурей пронесся по Парижу скандальный радикальный арт-проект Ильи Хржановского DAU (название от фамилии советского ученого Ландау), этакий проект «За стеклом» или «Дом-2» об «ужасах жизни при советской власти», который снимали аж 10 лет. Здесь и научные эксперименты, бытовая жизнь алкоголиков, секс на камеру с элементами насилия, пытки КГБ, подробности советского быта, несколько утрированные автором. Хронометраж этого «кино» – 700 часов или 29 суток. Вход строго 18+ и только по специальной «визе», можно было взять «мультивизу» и наслаждаться этим DAU хоть целыми днями. Говорят, что все очень неоднозначно и про конечный результат, и про сами съемки. Автору отказывали многие города. В Берлине он возжелал построить стену в километр и снести ее потом. Не дали. Нужно было сдавать все мобильные телефоны, получать визу, чтобы пройти за эту новую стену. Желание вознестись над всеми и повелевать?

Фото с сайта проекта DAU https://www.dau.com/institute

Париж дал согласие, стену не строили и не ломали потом, слава богу. Получился свой вариант, мягкий, без дополнительного закапывания бюджета в виде монументальных сооружений. В Париже также не обошлось без проблем с выдачей разрешения (много жестоких сцен, насилия, грязи, пошлости) и срывов сроков, но все состоялось в итоге. Мне кажется, что здесь речь идет не об искусстве, а о погружении в другую реальность с элементами биполярного расстройства, мании величия и паранойи. Сам Илья Хржановский становится в итоге «повелителем судеб», манипулируя душами участников съемочного процесса, устраивая на площадке подобие концлагеря. Пишут, что условия контрактов были очень жесткие. А съемки ведь длились аж с 2008 года! За это время в таких условиях можно сойти с ума, в принципе. Париж, ты пережил это! Тебе почему-то везет на странных «художников». Почему-то сразу вспоминается сидящий теперь в тюрьме во Франции «политический борец» Петр Павленский с акцией «Освещение» в Париже, чуть не спаливший банк в центре... Во Франции его не поняли. Акция «Фиксация» на Красной площади в Москве, надо признать, произвела сильное эстетическое впечатление, но цель ее тоже была не совсем ясна. Или акции Pussy Riot. О чем они? Особенно их арт-история в музее. Считаете это искусством?

Если вы были на DAU, поделитесь мнением в комментариях к посту.


КАК ДОБРАТЬСЯ

Centre National d’Art et de Culture George Pompidou

Адрес: 19 Rue Beaubourg, Place Georges-Pompidou, 75004 Paris (Париж)

Метро: станции Rambuteau (линия 11), Hôtel de Ville (линии 1 и 11), Châtelet (линии 1, 4, 7, 11 и 14)
RER: Châtelet-Les Halles (линии A, B, D)
Автобус: 29, 38, 47, 75
Велосипеды Vélib: пункты проката № 4020 (напротив здания по адресу 27, rue Quincampoix), № 3014 (напротив 34, rue Grenier Saint-Lazare) и № 3010 (46, rue Beaubourg)

Телефон: +33 01 44 78 4799

Сайт: www.centrepompidou.fr

Часы работы: среда, понедельник – пятница 11:00-22:00; четверг: 11:00-23:00 Закрыт: вторник и 1 мая

Стоимость:

БИЛЕТ «МУЗЕЙ И ВЫСТАВКИ»

Билет действителен в указанный на нем день для однократного
посещения выставок, музея и смотровой площадки с видом на Париж.

Полный тариф: 14 евро

Льготный тариф: 11 евро

БИЛЕТ «ВИД НА ПАРИЖ»

Этот билет не предоставляет права на посещение музея и выставок.

5 евро, дети – бесплатно при предъявлении документа, первое воскресенье
месяца

РЕСТОРАНЫ

Ресторан
Georges — коктейль или роскошный ужин

Время работы: ежедневно, за исключением
вторника, с 12:00 до 02:00

Бронирование столиков по телефону:
+33 (0) 1 44 78 47 99

Где находится: уровень 6, подниматься на отдельном лифте с площади Жоржа
Помпиду

Кафе
Mezzanine — легкие закуски

Время работы: ежедневно, за исключением
вторника, с 11:00 до 21:00. Бронирование не требуется

Где находится: уровень 1

Справки по телефону: +33 (0) 1 44 78 47 99

ГАРДЕРОБ

Гардероб расположен на
уровне 0 и открыт с 11:00 до 21:50.

Здесь можно взять коляски
и инвалидные кресла при условии их наличия.

Перед посещением залов с
постоянными коллекциями и временными выставками музея следует оставить в
гардеробе следующие предметы:

  • чемоданы, рюкзаки, зонты, слинги для
    ношения ребенка за спиной, большие наушники, другой багаж (максимальный размер:
    длина 35 см / ширина 15 см / глубина 30 см)
  • штативы и вспышки к камерам или
    фотоаппаратам
  • селфи-моноподы

Посетителям с громоздким багажом вход в Центр Жоржа Помпиду запрещен. Такой багаж не может быть принят на хранение в гардеробе.